ВЫСОКИЕ ГОНОРАРЫ, ЯХТЫ, СУПЕРНАРЯДЫ - НАБОР ЛЕГЕНД ОБ АКТЕРСКОМ ДОСТАТКЕ. Играть, чтобы заработать

   
   

Много ли зарабатывает известный советский актер, сколько комнат в его квартире, какой марки машина, что ему подают на завтрак?.. Эти вопросы давно перекочевали в разряд вечных - такова оборотная сторона актерской популярности, которая сама по себе творит легенды о кумирах экрана и сцены.

Аристарх ЛИВАНОВ, актер театра и кино:

- Хотите расскажу о своих баснословных заработках? Во МХАТе я состою в труппе той половины театра, которую возглавила Татьяна Доронина. Мне платят 300 рублей. Много? Во всяком случае в два раза меньше, чем получает водитель автобуса. Кстати, репетиции в оплату не входят, а их бывает и две, и три в день.

Как-то меня пригласили на роль князя Мышкина в Театр Советской Армии, поставив условие, что репетировать буду на общественных началах. Я был тогда актером Театра имени Моссовета, поэтому приходилось и у себя играть, и еще дважды в сутки - в ЦАТСА. Почти через год спектакль вышел, показывали мы его два раза в месяц, а я по-прежнему не получал ни копейки. И только когда об этом узнали мои партнеры по сцене и обратились в Главное политуправление (у Театра Советской Армии особое подчинение), мне согласились платить 22 рубля за спектакль, в котором я четыре часа находился на сцене.

И вот еще парадокс. Если на съемках я выполнял трюк сам, а такое случалось не раз, мне платят половину моей ставки, каскадеру же - 75-100 руб. Когда у меня была ставка 33 руб., я рисковал жизнью за 16 руб. 50 коп. Не погиб только по счастливой случайности.

А вы знаете, сколько получал Андрей Тарковский? Когда поделили сумму, выплаченную ему за пять картин, на количество дней его работы в качестве режиссера, вышло чуть ли не 60 руб. в месяц!..

Я занят едва ли не в каждом спектакле репертуара и все-таки на свой основной заработок не могу устроить свою жизнь так, как хотел бы. Выручают кино, концерты. Но ведь у актера существует предел возможностей. Не может он все время тратить силы, когда-то их надо и восстанавливать. Да и занятость порой такая, что времени ни на что не остается. Как-то кооператив предложил мне съездить на три дня в другой город подзаработать. Но у меня этих трех дней не нашлось. С 10 утра до часу дня я репетировал в спектакле у Бориса Покровского, с 14 до 18 часов - у Дорониной в спектакле "Зойкина квартира", а вечером - очередной спектакль.

Я живу в Москве на Живописной улице, недалеко от метро "Октябрьское поле", в квартире площадью 30 кв. метров с двумя смежными комнатами. Есть машина - "Жигули", пятая модель.

Дачи у меня нет, но хотел бы иметь небольшой участок земли, где можно было бы что-то сажать, выращивать. Мне это очень нравится, во всяком случае, все подоконники моей квартиры в кактусах и цветах.

Мамука КИКАЛЕЙШВИЛИ. молодой грузинский актер, исполнитель главных ролей в фильмах "Мерзавец", "Житие Дон-Кихота и Санчо" (Санчо Панса):

- Не имеет никакого значения, слабый получился фильм или выдающийся, хорошо я в нем играю или плохо - все равно получу за роль 2,5 тыс. рублей. Если, конечно, буду приглашен на роль, что происходит в актерской жизни не так уж и часто.

Мой партнер по фильму, исполнитель роли Дон-Кихота Кахи Кавсадзе говорит, что любит те роли, где его герой плохо одет. Тогда в перерыве между съемками можно сесть или лечь прямо на тротуар. В хорошей одежде приходится стоять, настолько не приспособлен быт актера на площадке. Когда снимали "Дон-Кихота", испанские актеры уходили отдыхать в специально приготовленные для них домики, где их ждали массаж, горячая ванна, вкусный обед. А наши падали на землю и тут же засыпали, им некуда было идти.

На съемках я похудел: сказались эмоциональная нагрузка, отсутствие нормальной еды. Чтобы вернуть прежний вес, меня заставили есть хлеб. Дешевле ничего не нашлось, а питаться дороже не позволяла унизительная сумма суточных.

Исполнитель главной роли в фильме Тенгиза Абуладзе "Покаяние" Автандил Махарадзе согласился подписать контракт с одной из американских кинофирм, после того как ему гарантировали оплату в 100 тыс. долларов. В Госкино пошли на это, понимая, что, если Махарадзе откажется, произойдет скандал.

За съемки "Дон-Кихота" испанский продюсер заплатил 25 млн. песет, что в переводе на доллары - 400 тысяч. И вдруг наш режиссер Резо Чхеидзе говорит, что надо попросить еще 3 млн. Мы за голову схватились, представляя, какая предстоит волокита, чтобы получить их. У себя-то мы научены горьким опытом. Но Резо решил все-таки попробовать и при первой же возможности обратился со своей просьбой. Продюсер выслушал его, о чем-то посоветовался с помощником и сказал: "Нет проблем...".

* * *

"Я зарабатываю, чтобы жить и играть. Не наоборот", - сказал в одном из интервью западногерманский актер Бранко Самаровски. Ему 50 лет, работает в известной труппе Петера Штайна, получает в месяц 8 тыс. марок, после взносов и налогов у него остается чуть больше 4 тыс. марок. Бранко живет в престижном районе Берлина, в квартире площадью 180 кв. метров, у него "Пежо" с дизельным двигателем. Таков достаток западного актера, который не принадлежит к разряду "звезд".

У советского популярного актера иная формула существования: играть, чтобы заработать. И ради этого он готов каждый вечер выходить на сцену, разрываться между двумя-тремя съемочными площадками, а в перерывах петь, читать стихи, прозу в каком-нибудь клубе. Если, конечно, сумеет выдержать такую нагрузку. Тем не менее, 4/5 актеров в нашей стране живут на грани бедности.

Словом, слухи о яхтах, коттеджах и прочих атрибутах сверхдостатка актера несколько преувеличены. Его нет даже у тех, кто входит в так называемую актерскую элиту. У "звезды" советского кино и театра Иннокентия Смоктуновского съемочный день стоит 56 руб. На Западе актер такого ранга обошелся бы кинокомпании не меньше чем в 40 тыс. долларов.

Что касается остального, то живут "звезды" в стандартных квартирах, даже если и находятся они в престижных районах. Да и личная машина сегодня не роскошь, а скорее необходимость. Но и этого благополучия актеры достигают в возрасте, когда уже далеко за сорок. Из чего следует вывод, что кинематограф и театр, постоянно тоскующие в ожидании актерских индивидуальностей, не готовы к их приходу ни экономически, ни морально.

Смотрите также: