Этот вопрос, волнующий сегодня многих, стал предметом обстоятельного обсуждения за "круглым столом" в редакции "АиФ". Участие в беседе приняли председатель подкомитета Комитета Верховного Совета СССР по вопросам работы Советов народных депутатов, развития управления и самоуправления Н. ТРАВКИН, председатель исполкома Бауманского райсовета Москвы Н. ГОНЧАР, представители микрорайонов столицы, ученые.
- В нашей стране сегодня более 50 тыс. местных Советов, - сказал, открывая встречу, Н. Гончар. - Это самое приближенное к народу звено системы управления, и от того, как оно работает, во многом зависит доверие народа к власти. Пришло время задуматься о принципиальном соответствии сегодняшних местных Советов изначально сформулированному смыслу их деятельности. Ясно, что Советам не хватает самого главного - постоянного (а не от выборов к выборам) массового участия населения в их деятельности. Единственный способ восстановить идею, задушенную командно - административной системой, - это развитие самоуправления. Во многих городах, в том числе и в Москве, по инициативе жителей микрорайонов активно создаются комитеты и советы общественного самоуправления. Между тем эти органы до сих пор не имеют своего статуса. Вскользь о них сказано и в проекте нового Закона о местном самоуправлении и местном хозяйстве.
Ознакомив собравшихся с этим документом, народный депутат Н. Травкин согласился с тем, что статью закона об органах территориального общественного самоуправления следует расширить. Более того, надо признать органами Советской власти и советы трудовых коллективов, так как в нынешних условиях хозрасчета предприятия не позволят местным Советам хозяйничать на своей производственной территории.
Кандидат философских наук Г. Зулумян напомнил о том, что идея территориального общественного самоуправления давно уже осуществляется в других странах, опыт которых необходимо использовать. Ведь у нас самоуправление только зарождается. Люди хотят сами принимать участие в обустройстве своей жизни. И надо всячески поддерживать их инициативу. Исключительно важен вопрос о статусе органов самоуправления. До сих пор нет четкого определения, что это - низшие звенья районных Советов со своими микроисполкомами или общественные организации. В нынешних условиях закон должен открыть широкие возможности перед комитетами общественного самоуправления как звеном, обеспечивающим обратную связь между населением и районной властью.
Иное мнение высказал С. Попов, председатель совета самоуправления МЖК "Сабурово". В этом микрорайоне реализуется концепция созидательного самоуправления, суть которой предельно проста: все свои проблемы решать с помощью усилий самих жителей, используя собственные ресурсы. Оперативное управление и координацию направлений созидательной деятельности осуществляет совет самоуправления, стратегию социально-экономического развития намечает конференция жителей, на которой избирается совет. Собственными силами здесь осуществляется все благоустройство и озеленение микрорайона. В системе самоуправления действуют производственно-научные и творческие объединения, научно- производственный кооператив, научно-технический центр, ряд мастерских и студий. Свои программы регулярно транслирует центр кабельного телевидения. МЖК "Сабурово" - один из пайщиков-учредителей коммерческого инновационного банка. В системе самоуправления только на постоянной работе трудятся около 200 человек. В обороте его деятельности финансовые и материальные ресурсы на сотни тысяч рублей.
В этих условиях совету самоуправления МЖК "Сабурово" необходим социально-политический статус как минимум поселкового Совета народных депутатов. Надо определить собственность органов самоуправления, обеспечить условия для ведения нормальной финансово-хозяйственной деятельности, дать им возможность создания своих хозрасчетных предприятий и организаций.
Следует установить порядок взаимодействия органов самоуправления с вышестоящими органами управления, включая механизм передачи прав и обязанностей, уточнение уровней самостоятельной и совместной компетенции.
- Родившийся по инициативе жителей, наш комитет "Северное Гольяново", - сказал В. Запольский, - провел большую работу, направленную на разработку проекта комплексного развития микрорайона. Первый шаг уже сделан. Решением Моссовета, принятым по нашей инициативе, предусмотрено строительство школы, детской поликлиники, физкультурно- оздоровительного комплекса с бассейном, банно- оздоровительного комплекса, комбината бытового обслуживания, центра культурно-просветительной работы для детей и подростков, нашли места для размещения автостоянок. Все это намечено построить в 1991-1993 гг. Когда и с каким качеством эти объекты появятся на нашей территории, во многом будет зависеть от нового депутатского корпуса. Понятно, что для осуществления принятой жителями программы тоже нужны средства.
Научный сотрудник Института экономики АН СССР А. Бондаренко считает, что в условиях хозрасчета и самофинансирования предприятий неизбежны конфликты между производителями и потребителями. Долг местных органов самоуправления - вовремя гасить такие противоречия, согласовывать интересы населения и интересы трудовых коллективов, документально оформлять договорные отношения.
В ходе обсуждения возник спор, кто должен наделять органы самоуправления такими большими правами. Большинство сошлось на том, что это следует определить в законе. Об этом говорили член координационного совета комитета общественного самоуправления микрорайона "Братеево" С. Друганов, председатель комитета самоуправления микрорайона "Арбат" Л. Буркина и другие.
По их мнению, территориальная общность людей должна иметь свою собственность. Это культурно-спортивные объекты, предприятия коммунального хозяйства. Их прибыль должна идти в бюджет комитета самоуправления. Другие предприятия, находящиеся на территории микрорайона, обязаны вносить в этот бюджет определенную часть прибыли.
- Если права органов самоуправления будет определять райсовет, мы потеряем и то, чего достигли, - сказал член координационного совета комитетов самоуправления Красногвардейского района В. Кукин. - Одни права получат, другие нет.
Участники "круглого стола" обратили внимание на то, что в проекте закона почти ничего не говорится об ответственности местных органов власти перед гражданами. Надо, чтобы любой гражданин, проживающий на территории того или иного Совета, в случае нарушения его прав мог добиваться справедливости через народный суд.
Может появиться в органах самоуправления и своя доморощенная бюрократия. Главное противоядие от такой опасности - глубокая демократизация системы управления на всех уровнях, расширение гласности, широкое применение институтов непосредственной демократии.
Смотрите также:
- СВЫШЕ 50 ЗАКОНОПРОЕКТОВ ПРЕДСТАВЛЕНО В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР. Правовая база страны →
- ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. СОЦИАЛИЗМ. ИСХОДЯ ИЗ ИНТЕРЕСОВ НАРОДА →
- ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. Что отстаивает государственный арбитраж →