Какие вопросы решает государственный арбитраж и какова его роль в народном хозяйстве?
Н. Хлебников, Омск
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ РУКОВОДСТВО и плановое начало социалистической экономики обеспечивают единство целей и задач, стоящих перед народным хозяйством страны, реализацию ее экономической и социальной стратегии. Однако это не исключает наличия у каждого звена единого народнохозяйственного комплекса своих экономических интересов.
Вместе с тем многообразие интересов организаций предполагает возможность их несовпадения. Возможно также несоответствие интересов отдельных организаций и народного хозяйства в целом. Все эти расхождения нередко выступают в виде юридических конфликтов и споров по поводу заключения, изменения, расторжения, исполнения хозяйственных до говоров, иных обязательств.
Наше государство, безусловно, заинтересовано в обеспечении нормального функционирования всех звеньев социалистической экономики, в урегулировании разногласий, возникающих в деятельности организаций. Важнейшим органом, выполняющим эту функцию в СССР и других социалистических странах, является государственный арбитраж, аналога которому в капиталистических странах нет.
Само создание арбитража является свидетельством того, что плановое, централизованно управляемое народное хозяйство не исключает, а, наоборот, предполагает наличие обособленных экономических (хозрасчетных) интересов у отдельных организаций, их юридическую самостоятельность и гарантирует защиту этих интересов.
Идеологические противники социализма нередко указывают на государственный арбитраж в СССР как на орган, необходимый исключительно для обеспечения плановых заданий, как на "апостола плана", не видя, не понимая, а нередко и закрывая глаза на главное в его деятельности - охрану интересов отдельных организаций и правопорядка в народном хозяйстве в целом.
Взять хотя бы такой пример. Госохотинспекция предъявила в Госарбитраж иск к организации, эксплуатирующей электрические сети в Калмыцкой АССР. Дело в том, что из-за плохого состояния защитных устройств на электросетях отмечались случаи гибели птиц, занесенных в Красную книгу. Арбитраж, помимо взыскании штрафа с виновников, направил сообщение министру энергетики и электрификации СССР о грубом нарушении законодательства об охране животного мира.
Министерство рассмотрело этот вопрос и приняло решение об интенсивной разработке и внедрении новых, более эффективных защитных конструкций на электросетях.
Таким образом, были не только наказаны виновные, но и оказано содействие в охране окружающей среды.
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
В настоящее время государственный арбитраж в СССР выполняет разнообразные задачи.
Во-первых, как было сказано, он обеспечивает защиту прав и интересов предприятий и организаций, а также единообразное и правильное применение законодательства при разрешении хозяйственных споров.
Во-вторых, борется с проявлениями местничества и ведомственности в деятельности организаций и управляющих ими органов, содействует укреплению договорной дисциплины в народном хозяйстве.
В-третьих, принимает участие в разработке предложений и осуществлении мер, направленных на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности.
Государственный арбитраж обязан также вести работу по предупреждению нарушений законности и государственной дисциплины, недостатков в хозяйственной деятельности.
Как это происходит?
Приведем конкретный пример. В Госарбитраж РСФСР поступили исковые материалы о том, что один из заводов изготовителей газовых баллонов грубо нарушил установленный законом порядок. Вместо того, чтобы отгружать свою продукцию потребителям разной ведомственной подчиненности, он отправлял ее по указанию министерства только предприятиям данного ведомства. В итоге - многие потребители, не получая нужную им продукцию, стали допускать сбой в работе, терпеть убытки. Арбитраж признал эти действия не соответствующими закону и применил к заводу имущественные санкции.
Таким образом, вмешательство арбитража помогло устранить грубое нарушение законодательства и защитить интересы не участвовавших в деле организаций, которые нуждались в поставках баллонов.
НЕЗАВИСИМОСТЬ В РЕШЕНИЯХ
Арбитраж подведомствен Правительству, входит в систему органов управления, но это не означает его зависимости от них. Ведущим принципом деятельности государственного арбитража является законность. Более того, Госарбитраж обеспечивает укрепление законности не только в низовых звеньях народного хозяйства, но и в управляющих ими органах. Арбитраж вправе также признавать недействительными (полностью или частично) хозяйственные договоры, противоречащие закону.
Разрешение возникающих между организациями конфликтов осуществляется в весьма демократичной форме.
Характерным примером может служить такой факт. Станкостроительный завод отгрузил в адрес мебельного объединения поточную линию лакирования изделий. Покупатель оплатил ее стоимость полностью. Однако потом обнаружилось отсутствие некоторых деталей. Покупатель потребовал возврата их стоимости и, получив отказ, обратился в арбитраж за защитой своих интересов.
В ходе разбирательства поначалу возник спор о количестве машин, доставивших линию. Изготовитель утверждал, что он отправил 8 машин, а покупатель сообщал о прибытии только четырех. Автотранспортное предприятие, у которого арбитраж затребовал сведения, сообщило, что линии были доставлены на 8 машинах. Эта часть спора была урегулирована.
Однако мебельное объединение продолжало настаивать на том, что линия поступила не в полном комплекте. Тогда было решено, что каждая из сторон тщательно проверит соответствие отгруженного и полученного товара по первичным документам. Через некоторое время в арбитраж поступил двусторонний акт о точном количестве недопоставленных станкостроительным заводом деталей, стоимость которых и была взыскана решением арбитра.
Этим подробным изложением мы хотели показать, как скрупулезно и настойчиво арбитр и сами представители сторон стремились установить истину.
Как известно, развитие социалистической экономики идет по пути расширения прав предприятий и организаций.
Но ничем не ограниченная самостоятельность предприятий в решении хозяйственных вопросов, бесконтрольность их деятельности могут дать обратный эффект - привести к диспропорциям в народном хозяйстве, нарушению сбалансированности производства и потребления.
В этих условиях значение государственного арбитража, осуществляющего контрольную деятельность в такой демократической форме, как разрешение спора, и в порядке, гарантирующем законность и обоснованность принимаемых решений, неуклонно будет повышаться.
Т. АБОВА, кандидат юридических наук