Монополизм в экономике, отсутствие конкуренции - одна из главных причин нашего отставания. Для борьбы с ними, наряду с перестройкой управления народным хозяйством, усилением самостоятельности предприятий и объединений, другими принятыми мерами важную роль, должно сыграть принятие и осуществление антимонопольных законов.
МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКА
* Монополизацией местного или общенационального рынка считается, например в США, обычно доля, равная либо превышающая 60%. Корпорация с такой долей рынка может быть ликвидирована по решению суда, если она ведет себя агрессивно, т. е. подавляет своих конкурентов путем резкого снижения цен ниже издержек производства, заключения контрактов с другими компаниями, направленных против конкурентов, и т. д.
В начале века три такие монополии - гиганты: нефтяная "Стандард ойл", табачная "Америкэн табэкоу" и пороховая "Дюпон" - были распущены. Последний случай большого дела о монополизации - это разукрупнение в 1982 - 1983 гг. крупнейшей по стоимости активов компании капиталистического мира "Америкэн телефон энд телеграф" (АТТ).
Рыночная доля, равная 90 - 100%. считается в США полной монополией. Корпорация - монополист с такой долей подлежит либо безусловной ликвидации, либо ставится под жесткий контроль государства.
В нашей стране также необходимо принять срочные меры по ликвидации местных и общенациональных монополистов. Если же такая ликвидация невозможна, то следует установить строгий государственный контроль над ценами на их продукцию и иными важнейшими хозяйственными решениями.
Поскольку главными монополистами в народном хозяйстве СССР являются отраслевые министерства и ведомства, следует форсировать работу по их резкому сокращению.
* В США, например, всего 14 федеральных министерств. Из них только пять являются чисто хозяйственными: финансов, торговли, энергетики, транспорта и сельского хозяйства. Но и эти министерства не управляют отраслями, а лишь регулируют их деятельность с помощью налогов, контроля за качеством товаров и услуг, субсидий, путем оказания иной помощи.
ГЛОБАЛИЗМ - ПУТЬ К ЗАСТОЮ
Антитрестовские законы США запрещают антиконкурентные слияния фирм. По закону крупные компании обязаны заранее проинформировать государственные органы о слияниях с другими компаниями или о приобретении их имущества на значительные суммы. Государство может запретить любое слияние, ведущее к созданию монополии, причиняющее существенный ущерб конкуренции на местном или общенациональном рынке.
Введение контроля за слиянием наших социалистических предприятий и за покупками имущества на крупные суммы уже сейчас актуально. Многие из них - полные монополисты или почти монополисты, и создание в таких условиях более крупных фирм может еще больше усугубить положение, сделать внутреннюю структуру отраслей еще более жесткой, не конкурентной.
СГОВОР ЗА СПИНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ
В сфере антитрестовской юриспруденции в американские суды наиболее часто попадают дела о сговорах фирм о ценах, соглашения компаний о дележе рынков, ограничении производства. Такие сговоры и соглашения прямо ведут к повышению цен в ущерб интересам потребителей.
* В 1987 финансовом году на уровне федерации и только одним министерством юстиции было передано в суд 92 дела по обвинению фирм в сговоре о ценах.
Для нас, пока конкуренция только нарождается, контроль над сговором о ценах пока, возможно, менее актуален. Но и его следует предусмотреть в наших антимонопольных законах, так как соглашения о фиксировании в том или ином виде величины цен, несомненно, существуют и в будущем их будет больше.
ТОРГОВЛЯ С НАГРУЗКОЙ
Наконец, американские законы запрещают дискриминацию в ценах и другие способы ведения торговли, ограничивающие свободу выбора покупателя и уменьшающие конкуренцию. В частности, куплю-продажу "с довеском"; установление величины цен и территориальных границ торговцам-посредникам, занимающимся перепродажей; требование покупать только у себя и т. д.
Ценовая дискриминация имеет место тогда, когда продавцом при одинаковых издержках производства и распределения назначаются разные цены на одни и те же товары различным покупателям. То же самое происходит, когда назначаются одинаковые цены разным покупателям при неодинаковых издержках. Ценовая дискриминация получила широкое распространение. Крупные фирмы используют всякого рода скидки с цен для определенных групп покупателей или отдельных районов, с тем чтобы потеснить или вытеснить совсем своих соперников. Этим достигается монопольное положение на рынке, которое, позволяет повысить цены впоследствии и получить монопольно высокую прибыль.
Наши антимонопольные законы также должны содержать положения, запрещающие ценовую дискриминацию и другие серьезные нарушения правил торговли.
ШТРАФ ИЛИ ТЮРЬМА
* За нарушение антитрестовских законов в США предусмотрены уголовная и гражданская ответственность: штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет или штраф до 1 млн. долл. с корпорации. Суд может обязать ответчика возместить истцам понесенные ими убытки в тройном размере. По отдельным делам компенсации потерпевшим достигают десятков и даже сотен миллионов долларов.
Американскому государству в общем удалось обуздать свои монополии. Некоторые, наиболее агрессивные из них, были ликвидированы, другие разукрупнены. Начиная с 1954 г., когда государственные органы занялись антиконкурентными слияниями, путем объединений фирм не были созданы новые монополии, т. е. крупнейшие компании увеличивались главным образом за счет внутреннего роста. В результате конкуренция не ослабевает. Так, в 1958 - 1980 гг. доля эффективно конкурентных рынков возросла с 56% до 75%.
В нашей стране работа по демонополизации экономики, созданию рыночной конкуренции предстоит грандиозная, более масштабная и более трудная, чем на Западе. Там до возникновения монополий уже существовала сильная конкуренция. У нас конкуренции практически нет, монополии были созданы государством, и это же государство обязано теперь покончить с этими монополиями.
* В СССР, по данным прессы, только в машиностроении 85% крупных предприятий и объединений являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. Монополии у нас встречаются повсеместно.
Главную роль в борьбе с советскими монополиями должны сыграть органы законодательной и судебной власти.
В составе Советов народных депутатов необходимо создать особые комитеты по монополии и конкуренции, поставив перед ними задачу перестройки существующей внутриотраслевой структуры народного хозяйства на общенациональном и местных уровнях. Эти комитеты должны быть наделены полномочиями по сбору и анализу информации по внутриотраслевой структуре, принятию мер по демонополизации.
Для рассмотрения судами дел по монополии и конкуренции нужно будет учредить в судах особые хозяйственные коллегии. Еще лучше, может быть, временно учредить систему хозяйственных судов во главе с Хозяйственным судом СССР, подчиненным Верховному Суду СССР.
Г. НИКЕРОВ, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института США и Канады АН СССР
Смотрите также:
- [Есть ответы] Ваши вопросы от 18.05.1990 →
- ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Кооператив и цены →
- Реформа: На грани шока →