А КАК У НИХ. КГБ по-французски?

   
   

Гласность затронула и самое секретное ведомство нашей страны - Комитет госбезопасности СССР. В частности, " апреля 1988 г. в "АИФ" появилась официальная рубрика "КГБ СССР сообщает и комментирует", в ноябре прошлого года руководители КГБ выступали по телевидению, а в декабре для журналистов были открыты двери здания на Лубянке.

И тем не менее некоторые наши читатели пишут, что нам далеко еще до той разумной открытости, которая давно уже существует в спецслужбах Запада, и что пора бы об этом откровенно писать в печати. Но не все так просто.

Выполняя пожелания читателей, корреспондент "АиФ" П. ЛУКЬЯНЧЕНКО рассказывает о деятельности самого секретного ведомства Франции - ДСТ (Управление по надзору за территорией), аналога нашего КГБ. Предлагаем вам беседу, в которой приняли участие два высокопоставленных чиновника французской администрации, пожелавших остаться неназванными.

- СРАЗУ хотим предупредить вас, что наши ответы по поводу ДСТ будут предельно краткими.

- Чем руководствуется ДСТ в своей деятельности? Есть ли какой-нибудь закон, определяющий рамки его полномочий?

- Есть. И он опубликован. Но учтите, что возможности этой организации не идут ни в какое сравнение с возможностями КГБ, хотя ДСТ и занимается контрразведкой. Несопоставимо и число сотрудников этих двух организаций. При штате МВД Франции в 200 тыс. человек, в ДСТ работает лишь несколько тысяч из них.

- Насколько я понимаю, и точная численность сотрудников ДСТ, и его бюджет засекречены, так же как и соответствующие данные по КГБ?

- Да. Тайной является все, вплоть до имен высокопоставленных чиновников этой организации.

- И даже имя ее руководителя?

- Нет, поскольку директор ДСТ назначается Советом министров Республики, то имя его известно. Это г-н Жерар.

- Вправе ли кто-нибудь, помимо министра внутренних дел, контролировать деятельность ДСТ? Скажем, парламент?

- Руководство и контроль за деятельностью ДСТ полностью возложены на министра. Добавим, что ДСТ принципиально отличается от КГБ, который занимается прежде всего обеспечением государственной безопасности. А поскольку само понятие "государственная безопасность" чуждо французской политической системе, то оно не входит в функции ДСТ. Даже тот факт, что ДСТ - лишь одно из нескольких управлений национальной полиции, является гарантией от каких-то ведомственных злоупотреблений против народа.

- Испытывают ли французы страх перед ДСТ?

- Нет, они скорее равнодушны к этой организации, так как не сталкиваются с сотрудниками этой спецслужбы в повседневной жизни. Другое дело - отношение французов к РЖ, отделу национальной полиции, занимающемуся сбором политической, социальной и экономической информации. Сотрудники РЖ присутствуют - гласно и негласно - на собраниях, митингах, изучают настроения людей и затем готовят информацию для правительственных органов.

- А как поступают в ДСТ с разоблаченными советскими разведчиками?

- Либо эти агенты гибнут в момент их захвата, либо, если они остаются в живых, их тут же обменивают на наших агентов, потерпевших провал в вашей стране.

- И последний вопрос. Поддерживает ли ДСТ профессиональные контакты с КГБ?

- Наверное, об этом вам лучше спросить у председателя КГБ.

ОТ РЕДАКЦИИ. Ниже мы публикуем текст закона, регулирующего деятельность "французского КГБ".

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Декрет N 82-1100 от 22 декабря 1982 г., определяющий функции Управления по надзору за территорией.

Президент Республики,

В соответствии с докладом Премьер-министра и государственного министра, министра внутренних дел и децентрализации,

Принимая во внимание Уголовный кодекс;

Принимая во внимание постановление N 59-147 от 7 января 1959 г. об основной организации обороны;

Принимая во внимание декрет N 81-514 от 12 мая 1981 г. относительно организации охраны секретов и информации, касающихся национальной обороны и охраны государства;

Принимая во внимание декрет N 81-1219 от 30 декабря 1981 г. относительно организации центрального управления министерства внутренних дел и децентрализации,

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Пункт 1. - В компетенцию Управления по надзору за территорией входит выявление и предупреждение на территории Французской Республики действий, вызываемых, проводимых или поддерживаемых иностранными державами и в силу своего характера угрожающих безопасности страны, и, более широко, борьба против этих действий.

По этому пункту Управление по надзору за территорией выполняет функцию, относящуюся к обороне.

Пункт 2. - Для выполнения этих функций и, учитывая инструкции Правительства, Управлению по надзору за территорией вменяется в обязанность:

Централизовать и использовать все сведения, касающиеся действий, упомянутых в пункте первом, и которые должны ему незамедлительно предоставляться всеми службами, занимающимися безопасностью страны;

Участвовать в обеспечении безопасности чувствительных участков ключевых секторов национальной деятельности, так же как и в охране секретов обороны;

Поддерживать необходимые связи с другими службами и организациями, имеющими к этому отношение.

Пункт 3. - Организация и функционирование Управления по надзору за территорией зафиксированы решением министра, ответственного за национальную полицию.

Пункт 4. - Премьер-министр, государственный министр, министр внутренних дел и децентрализации и госсекретарь при государственном министре, министре внутренних дел и децентрализации, отвечающий за общественную безопасность, ответственны каждый в той части, в какой это его касается, за исполнение этого декрета, который будет опубликован в "Официальной газете" Французской Республики.

Совершено в Париже, 22 декабря 1982 года.

Франсуа Миттеран

Премьер-министр Пьер Моруа

   
   

Государственный министр, министр внутренних дел и децентрализации, Гастон Деффер

Государственный секретарь при государственном министре, министре внутренних дел и децентрализации, отвечающий за общественную безопасность Жозеф Франчески

Смотрите также: