ИНТЕРВЬЮ ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Посол пошел в кооператоры

   
   

Кому не приходилось читать в газетах, что в кооперативах оказалось немало дельцов с сомнительной репутацией? Между тем я слышала, что одни из московских кооперативов возглавляет дипломат или даже бывший посол. Это правда?

С. Харина, Москва

Карьере председателя правления совместного советско-британского предприятия "Росбри интернэшнл лимитед" Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР профессора В. БЕЛЕЦКОГО можно позавидовать. После окончания МГИМО он был личным переводчиком Н. С. Хрущева. Затем 35 лет занимался дипломатической деятельностью. И, наконец, стал первым советским послом, создавшим производственно - коммерческое кооперативное объединение "Совинтерконтакт - Агросервис". Это предприятие многоотраслевое. Одно из главных его направлений - подготовка советских менеджеров.

- Виктор Николаевич, что же заставило вас, опытного международника, дипломата, уйти в кооперацию?

- Жизнь. Но, чтобы меня лучше поняли читатели "АиФ", изложу несколько фактов. Теперь ни для кого не секрет, что наша страна находится на обочине мирового научно-технического прогресса. По ряду основных экономических показателей новые и новые группы стран догоняют и перегоняют Советский Союз. Факт, по-прежнему стыдливо замалчиваемый, что мы уже не на втором, а на третьем месте в мире даже по общему объему произведенной продукции. Нас обошла Япония, которая теперь уступает только Соединенным Штатам.

Факт, старательно маскируемый управленческой и особенно внешнеторговой бюрократией, что реформа внешнеэкономической сферы саботируется со всех сторон.

Раньше существовала монополия МВТ, ГКЭС, Внешторгбанка, ну и нескольких более мелких ведомств. Теперь этой монополией владеют местные власти и ведомства с новыми названиями, мгновенно почувствовавшие вкус к протокольным мероприятиям с участием "фирмачей".

А непосредственно экспортер-изготовитель, заготовитель, кооператор, хозрасчетная фирма при заводе или колхоз - они по-прежнему остаются беззащитными перед новыми монополистами внешнеторговых прав и благ. Прежде всего перед Министерством внешних экономических связей, которое постепенно все крепче закручивает гайки.

Постановка работы во внешнеэкономической сфере удручает. Что же делать, когда ситуация такова, что хоть иди на баррикады.

- И вы пошли?

- Пошел. Несмотря на то, что перестройка вскрыла еще один горестный факт - наше общество, как выяснилось, практически полностью прониклось уравнительно-завистливой психологией. На энергичных, предприимчивых людей косо, с нескрываемым недоверием смотрят и аппаратчики, и обыватели. Высокие заработки автоматически влекут обвинения в рвачестве и нечестности. На всех уровнях отсутствует понимание факта: нашему обществу не выбраться из кризиса без своих менеджеров, дилеров, маклеров, фермеров, бизнесменов.

- И родилась идея создать для них специальное учебное заведение?

- Да, чтобы хоть как-то сориентировать начинающих предпринимателей в запутанной экономической ситуации, которая сложилась в СССР.

Сейчас получается, что кооператор или внешнеторговец-экспортер - это один с сошкой, которого с нетерпением поджидают семеро с ложкой, да если бы только с ней, а то ведь и с инструкцией, циркуляром, проверкой, придуманными мощным, боящимся сокращения контрольно-командным аппаратом, который просто психологически не принимает того, что большие заработки вполне могут сосуществовать с честным трудом.

Абсолютизм так называемого разрешительного принципа, когда в час по чайной ложке Совмин и министерства издают циркуляры, которые непременно начинаются словами: "Разрешить организациям и гражданам...". Опять что-то нам милостиво разрешают, вместо того чтобы опубликовать более или менее ограниченный перечень запретов. Все остальное - разрешено!

А пока издаваемые постановления приходится выпрашивать в канцеляриях и "доставать", так как их норовят припрятать по письменным столам и сейфам.

В документах по вопросам экономики и внешней торговли по-прежнему часто фигурируют пункты "секретно", "для служебного пользования", "не для печати". Какая нелепость! Успешное выполнение любых экономических доктрин предполагает прежде всего максимальную осведомленность о них самого широкого круга лиц!

Нормальному человеку невозможно представить, какая отчетность навязана кооператорам, да и самим ведомствам. Чего стоит один наш советский бухгалтерский отчет - никому не нужный и редко кем прочитываемый до конца.

Например, отчет какого-нибудь советского внешнеторгового объединения за квартал, как правило, весит (буквально весит) 10 -15 килограммов, по сравнению с 1 - 2 страничками отчета сопоставимой западной фирмы. И мы в нашей школе учим, во-первых, наиболее прогрессивным приемам работы на внутреннем и внешнем рынке, а во-вторых, как по возможности бескровно бороться с воинствующим бюрократизмом.

- Понятно, что о больших победах говорить рано. И все же...

- Работаем уже второй год, обучили несколько сот слушателей буквально со всех концов страны. Поток желающих не иссякает, наши выпускники реализуют весьма крупные проекты как на внутреннем, так и на внешнеторговом фронте, работают в совместных предприятиях, внешнеторговых отделах заводов, фирм, облисполкомов и крайисполкомов.

Вот это уже - аргументы, аргументы в пользу правильности нашей методологии.

- Вы сделали сильное ударение на слове "нашей". Почему? Ведь теперь есть и другие школы и курсы менеджеров.

- Дело в том, что разработанные нами методики, на мой взгляд, в наибольшей степени отвечают потребностям "текущего момента".

Главное - это конкретный, практический, прикладной характер подготовки. Никакого академизма и пустопорожнего теоретизирования, только то, что нужно человеку любой специальности и уровня образования, а также организации любого профиля, чтобы открыть свое собственное, самостоятельное, хозрасчетное, самоокупающееся дело, по возможности с выходом на внешний рынок. И потом, у нас предельно короткий срок учебы - 1 месяц. А деловому человеку дорого время. Он то правильно понимает, что конкуренция не за горами.

Беседу вел А. ПРОХОРОВ

Смотрите также: