Согласно постановлению Совета Министров СССР N 866 от 12 октября 1989 г. 4-е Главное управление при Минздраве СССР упразднено.
13 февраля 1990 г. На заседании Комиссии Верховного Совета СССР по льготам и привилегиям заместитель Председателя Совмина СССР А. Бирюкова сообщила о создании лечебно-оздоровительного управления при Совмине СССР.
Читатели спрашивают: что же тогда изменилось?
Прокомментировать данную ситуацию наш специальный парламентский корреспондент В. РОМАНЕНКО попросил народного депутата СССР, члена Комиссии Верховного Совета СССР по льготам и привилегиям Ю. ЦАВРО
Первое. Опасения общественности, что комиссия по упразднению 4-го Главного управления, созданная при Совете Министров СССР, попытается произвести "смену вывески" и сохранить за аппаратом власти созданную этим же аппаратом элитарную систему курортно-санаторных учреждений - полностью оправдались.
Второе. Вновь созданное в огромных масштабах лечебно-оздоровительное объединение при Совмине СССР будет еще более обособленным, неконтролируемым, элитарным и содержащимся непосредственно налогоплательщиками. Из 22 санаторно-курортных учреждений 11 самых фешенебельных остаются в этой системе, так же, как и три лучших дома отдыха. Разговоры о "подтягивании до их уровня" народного здравоохранения на сегодняшний день несостоятельны и по сути являются обманом.
Третье. Здравоохранение четко разделено на две системы - элитарную и народную.
Первая обслуживает не только аппараты власти, общественных организаций, ведомств (в том числе ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС), но и родственников, близких и просто знакомых. Она отняла у народного здравоохранения с его мизерным бюджетом солидную часть, не ограничивая себя ни в чем, особенно в насыщении дорогостоящей импортной диагностической аппаратурой, мебелью и т. и. Скромно называемые 130 млн., используемые на элитарное здравоохранение (эта цифра вызывает большое сомнение), или 0,5% от общего бюджета - абсолютных цифрах на душу населения выглядят следующим образом: в элитарной системе 1750 руб., в общем здравоохранении 60 - 100 руб.
О какой же социальной справедливости мы можем сегодня говорить? Создается впечатление, что Комиссия Верховного Совета становится ширмой, за которой проводится прежняя политика.
Четвертое. В общее здравоохранение переданы 7 санаторно-курортных учреждений и 4 дома отдыха. Однако все четыре санатория в Крыму (982 койко- места) остаются при вновь созданном управлении. Аналогичная ситуация с санаториями, расположенными на Черноморском побережье Кавказа и в Минеральных Водах.
Предложение комиссии использовать санаторий "Ай-Даниль" (Ялта) для лечения и отдыха иностранных граждан (с целью заработать валюту для этой же системы) при необеспеченности путевками граждан СССР (одна путевка в 35 лет), дефиците детских санаториев - звучит кощунственно, если не более! Это решение предлагаю немедленно отменить, а санаторий передать для проведения реабилитации матерей с детьми, отселенных из зон чернобыльской трагедии.
Пятое. В распоряжение вновь образованного лечебно-оздоровительного объединения при Совмине СССР, кроме вышеназванных 11 санаториев и трех домов отдыха, видимо, передаются в полной сохранности подсобные специальные хозяйства, автопарки, строительные и ремонтные организации, парниковые хозяйства и т. д., которые будут теперь обслуживать не 69171 человека, а 35 тысяч! Совершенно не ясно, кто эти 35 тысяч, которые будут обслуживаться во вновь созданной системе.
Совершенно необъяснимо желание Совмина, решившего "упразднить" 4-е Главное управление, отмежеваться от остальной системы элитарных здравниц. Кроме системы 4-х Главных управлений прекрасно процветают санатории и дома отдыха ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС (элитарные санатории типа "Парус"), Совета Министров СССР, Верховного Совета СССР, Мосгорисполкома...
Шестое. Принципиально не могу согласиться с приведенными в докладе А. Бирюковой ссылками на В. И. Ленина, якобы основавшего эту систему. Действительно, разруха, голод, эпидемии, саботаж медработников вынудили В. И. Ленина организовать в Кремле медицинскую службу для сохранения жизни и деятельности аппарата Советской власти. То, что произошло впоследствии, отношения к этому не имеет.
Довод о "сверхинтенсивном режиме труда" аппарата и необходимости создания с этих позиций элитарной медицины несостоятелен. Хотя бы потому, что "12 - 14 часов ежедневной, напряженной, Многолетней работы" дали плачевный конечный результат: страна, и в частности здравоохранение, в критическом состоянии.
Считаю, что создание лечебно-оздоровительного объединения при Совете Министров СССР вместо 4-го Главного управления, тем более в такой форме и объеме, не снимает социальной напряженности в обществе. Подобные "маневры" уже сейчас вызывают справедливое возмущение избирателей.
Предлагаю исполнение части второй постановления Совмина СССР N 866 (от 12 октября 1989 г.) приостановить и вынести его на обсуждение Комитета по охране здоровья народа. Комитета по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства, Комитета народного контроля СССР и нашей комиссии с предоставлением материалов, подробно отвечающих на следующие вопросы: сколько санаториев и домов отдыха у аппарата власти, общественных организаций, ведомств, их месторасположение, число коек, количество персонала, основные фонды (импортная аппаратура и ее стоимость)? Каковы льготы и надбавки обслуживающему персоналу, годовая стоимость содержания, себестоимость путевки? Комиссия должна иметь данные по санаториям и домам отдыха, непосредственно относящимся к Совету Министров СССР, Верховному Совету СССР, Управлению делами ЦК КПСС, Управлению делами ЦК ВЛКСМ, Мосгорисполкому.
В докладе А. Бирюковой приведены данные о том, что 1269 народных депутатов, а с учетом их семей 1821 человек, прикреплены к бывшему 4-му управлению. Во-первых, цифра явно необоснованная. Во-вторых, целенаправленное муссирование этого вопроса в докладе нашей комиссии на II Съезде народных, депутатов СССР и в отчете А. Бирюковой, мне кажется, сознательно уводит суть проблемы в сторону. Дескать, меньше будет возражений против эли тарной медицины, ведь и народные депутаты пользуются ее услугами.
Глубоко уверен, что депутатский корпус может и должен пользоваться системой общего здравоохранения, приобретая путевки для санаторно- курортного лечения согласно медицинским показаниям и через профсоюзы.
1 марта 1990 г. состоялось заседание Комиссии по льготам и привилегиям. Внесенные мною предложения были поддержаны членами Комиссии.
Смотрите также:
- [Есть ответы] Ваши вопросы от 16.02.1990 →
- ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ →
- ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (16.12.1988) →