В СССР РАБОТАЮТ ОКОЛО 200 ТЫС. ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. "Заграница нам поможет"?

   
   

В последние месяцы в "АиФ", других изданиях был опубликован рад материалов на "закрытую" ранее тему - о проблемах иностранных рабочих в СССР, их взаимоотношениях с местным населением. А они - непростые. Наш корреспондент И. МОРЖАРЕТТО встретился с заместителем председателя Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам В. БУЙНОВСКИМ и попросил ответить на ряд вопросов.

- Виктор Михайлович, когда и по чьей инициативе началось привлечение иностранных рабочих в СССР? Чем это мотивировалось?

- Впервые это произошло в середине 70-х годов. Экстенсивный характер экономики, запущенная социально - демографическая ситуация в нашей стране требовали немедленного поиска дополнительных источников формирования трудовых ресурсов. В свою очередь в социалистических странах также существовали проблемы. Так что привлечение специалистов для работы в СССР, особенно для решения совместных экономических задач, представляло взаимный интерес.

Граждане Болгарии, например, участвовали в сооружении на территории СССР объектов черной металлургии, нефтяной и газовой промышленности, социально - культурного назначения. С конца 70-х годов начался регулярный прием вьетнамских граждан на профессиональное обучение и работу на предприятиях и в организациях СССР. Для совместного освоения лесных богатств были приглашены болгарские, корейские и кубинские рабочие. А в последние два года, в связи с предоставлением самостоятельности нашим предприятиям, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности, получили развитие прямые производственные и научно - технические связи между советскими и зарубежными фирмами... В частности, они предусматривают привлечение иностранных граждан на работу в СССР, но уже - на контрактной основе.

Экономические, правовые и организационные основы работы иностранных граждан в СССР зафиксированы в соответствующих межправительственных соглашениях. Эти международные документы подписывались министерствами и ведомствами всех сторон, затем утверждались правительствами.

- Изучался ли опыт других стран, столкнувшихся с подобными проблемами раньше, например Франции или ФРГ?

- Нет, опыт конкретно этих стран не изучался. Но мы знакомились с опытом организации работы иностранных граждан в социалистических странах - ГДР, НРБ, и все наши соглашения составлялись по их образцу.

- Сколько иностранных рабочих трудится сейчас на предприятиях страны? В каких отраслях, регионах?

- На промышленных предприятиях и в организациях, на стройках работает примерно 200 тыс человек из 11 социалистических стран. Больше всего - 82 тыс. - вьетнамцев. Они же размещены наиболее широко по территории СССР: на 350 предприятиях и в организациях 25 министерств: легкой и текстильной, автомобильной промышленности, машиностроения, строительной индустрии. Принимают вьетнамскую молодежь 74 края и области шести союзных республик нашей страны - РСФСР, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии. На лесотехнических комплексах в Коми АССР, Хабаровском крае и Амурской области трудятся рабочие и специалисты из КНДР, КНР, Болгарии, Кубы. Остальные иностранные граждане прибыли в СССР за последнее время и по прямым связям на предприятия и в организации Дальнего Востока.

- Насколько выгодно завозить иностранных рабочих с точки зрения экономической?

- Тут, конечно, есть свои "плюсы" и "минусы". Например, участие иностранных граждан в работе лесотехнических комплексов позволяет значительно увеличить заготовку и переработку леса в малоосвоенных регионах СССР, там, где есть острый дефицит рабочей силы. Вместе с тем, конечно, в дальнейшем следует больше внимания уделять экологии, учету вырубленного леса, условиям жизни и деятельности иностранных граждан.

В этом году завершается срок действия советско-вьетнамского межправительственного соглашения 1981 г. Опыт показывает, что принятая форма сотрудничества является выгодной для обеих сторон. Затраты советских предприятий и организаций, связанные с обустройством, профессиональным обучением (включая языковую подготовку), повышением квалификации вьетнамских рабочих, окупаются в течение 1,5 - 2 лет. Мужчины же работают в СССР 6 лет, женщины - 4 года.

- А с точки зрения политической?

- В последние годы возникли проблемы, вызывающие определенную социальную напряженность в связи с пребыванием иностранных граждан в СССР.

Для чего тот же вьетнамец едет работать в СССР, для чего стоит 8 часов у конвейера? Что бы заработанные деньги проесть? Ведь вывозить их он не имеет права. Нет, чтобы купить на них товары, которых в СРВ нет. И если 5 лет назад вид вьетнамцев, выносящих из магазина груды кастрюль или утюгов, вызывал лишь снисходительную улыбку, то теперь, в эпоху всеобщего дефицита, будит у наших граждан негодование. Не способствует укреплению дружбы и спекуляция, широко распространенная среди иностранных рабочих.

- А не лучше ли использовать для тех же целей существующий излишек рабочей силы в Средней Азии, Закавказье?

- Исследования показывают, что при определенных условиях в общественное производство можно было бы дополнительно привлечь до двух миллионов граждан трудоспособного возраста. В той же столице, где трудятся около 3 тыс. иностранцев, по некоторым подсчетам, постоянно не работают до 50 тыс. москвичей. Но на предприятия, где простаивают мощности, они не идут, не устраивают условия. Не поедут на тяжелую, грязную, малооплачиваемую работу с перспективой на многолетнее ожидание жилья юноши и девушки из южных республик (коренное население Средней Азии вообще отличается низкой мобильностью). Привлечение "своих" требует куда больших капиталовложений, чем приглашение рабочих из-за рубежа.

- Значит, масштабы привлечения иностранных рабочих расширятся?

- Нет, они будут сокращены: из-за недовольства части нашего населения и из-за того, что за рубежом падает престиж поездки на работу в СССР - ведь на заработанные деньги ничего нельзя купить. И если обычно в год к нам приезжали 20 тыс. вьетнамских рабочих, то в этом году - около 4.

В перспективе останется контрактная форма сотрудничества между советскими и зарубежными предприятиями. Она отвечает принципам хозрасчета и самофинансирования, самостоятельности. Регулировать импорт рабочей силы будет Госкомтруд СССР с помощью лицензий.

Смотрите также: