"Аргументы и факты" уже не раз писали о том, какое важное значение придается у нас повышению производительности труда. А что конкретно для этого предпринимается?
Е. Колосков, пропагандист, Макеевка
ОТ РОСТА производительности труда непосредственно зависит уровень народного благосостояния.
Мы это хорошо понимаем, и на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС в экономической сфере в качестве ключевой задачи было выдвинуто требование кардинального повышения производительности труда. Кстати, сейчас она растет более высокими темпами, чем в первые два года одиннадцатой пятилетки, и в целом за год должна подняться на три с лишним процента, что обеспечит условную экономию численности работающих в 3,3 млн. человек против 2 млн. в 1982 г. О динамике роста производительности труда в таких ведущих отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, говорит, в частности приведенная ниже диаграмма
"img src="47aif081.gif""
В целом же за пятилетку в результате улучшения этого ключевого показателя намечено обеспечить 90 проц. прироста национального дохода и условную экономию труда примерно 17 млн. работников.
Каковы же пути достижения поставленных целей?
Можно выделить несколько направлений, по которым у нас ведется борьба за повышение отдачи общественного труда и за сокращение трудозатрат.
Во-первых, это улучшение технической вооруженности труда, использование самых передовых технологий, что, в свою очередь, сопряжено с ускорением научно- технического прогресса. Ведь не секрет, что создание и внедрение новой техники отставало у нас от потребностей народного хозяйства. Медленно разворачивалось изготовление и применение автоматических, в том числе быстропереналаживающихся, систем производства, промышленных роботов и других технических новинок.
Сейчас во многом положение изменилось к лучшему. На решение проблем, связанных с ростом производительности труда, направлена практически каждая из 170 государственных научно-технических программ. На обновление основных фондов предприятий выделены значительные средства.
Во-вторых, это - совершенствование организации и стимулирования производства. В этом деле у нас происходит много положительных перемен. В частности, большое внимание уделяется своевременному освоению производственных мощностей, технически грамотному и умелому использованию новейшего оборудования. На это нацелены постоянная профессиональная учеба и создание у рабочих заинтересованности в повышении своего мастерства, повсеместное внедрение технически обоснованных норм и научной организации труда. Подсчитано, что только мероприятия НОТ позволят в этой пятилетке высвободить в промышленности для новых производств более 2 млн. работников.
Немало будет зависеть и от того, как нам удастся наладить четкость поставок по договорам и создать условия для ритмичной работы предприятий. Оценка их деятельности производится сейчас не на основе общей, стоимости выпущенной ими продукции, как было раньше, а по выполнению договорных обязательств. При этом совершенствуются и другие оценочные показатели. В частности, учитывается конкретный вклад в производство продукции - так называемая нормативная чистая продукция. В зависимости от этого вклада формируется фонд заработной платы и ее размер для каждого работника, что, естественно, стимулирует рост производительности труда.
В-третьих, это - усиление роли трудовых коллективов и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, применение новых форм организации труда, развитие социалистического соревнования. Сюда же относятся мероприятия, связанные с улучшением трудовой и производственной дисциплины. Причем направлены они не на "завинчивание гаек", как утверждают буржуазные "советологи", а на воспитание у людей более добросовестного отношения к своим обязанностям, наведение порядка там, где его пока нет. Наилучший воспитательный эффект достигается, в частности, при бригадных формах организации труда, когда работа ведется на единый наряд. Установлено, что в таких бригадах производительность труда, как правило, на 30 - 35 проц. выше.
В-четвертых, на повышении трудовой отдачи сказывается улучшение условий труда и быта. Поэтому в государственные планы включаются теперь сводные разделы по всему комплексу мероприятий в области социального развития, в том числе по сокращению доли ручного труда, созданию надлежащих санитарно-гигиенических условий работы и т. д.
В комплексе все эти меры уже дали обнадеживающий результат, позволив в 1983 г. более чем в полтора раза поднять темпы роста производительности труда в промышленности. На осуществление и совершенствование указанных мер будет делаться упор и в дальнейшем.
***
Расскажите, как выполняются рекомендации и предложения комитетов и групп народного контроля.
В. Исмаилов, Казань
В НАШЕЙ СТРАНЕ контроль трудящихся распространяется на основу основ - хозяйственную жизнь, на область производства и распределения, на деятельность государственного аппарата и социально-культурное строительство. Как установлено законодательством (ст. 3 Закона о народном контроле), органы народного контроля призваны вести систематическую проверку выполнения директив партии, советских законов и решений правительства, решительно выступать против всего, что наносит ущерб интересам государства, способствовать развитию у граждан чувства ответственности за дела всего общества. Приведем лишь два примера.
Следует подчеркнуть, что сейчас везде на первый план в работе народных контролеров поставлены вопросы дисциплины. Так, КНК Украинской ССР вместе с областными, городскими, районными комитетами народного контроля, постами и группами, широкой общественностью провел проверки, рейды и смотры в министерствах и ведомствах, учреждениях, на предприятиях, в колхозах и совхозах с целью выявления потерь рабочего времени из-за нарушения трудовой дисциплины. Итоги были обсуждены на заседаниях комитетов, собраниях трудовых коллективов, групп и постов. В свою очередь, партийные, советские и хозяйственные органы по результатам проверок, проведенных народными контролерами, приняли соответствующие меры к нарушителям дисциплины, невзирая на должности.
Сам факт принятия рекомендаций и предложений не завершает контрольных функций групп. Главная задача - добиться проведения их в жизнь.
Скажем, дозорными КНК РСФСР была проведена проверка по итогам 1982 г. в двенадцати автономных республиках, краях и областях того, как райпотребсоюз выполняет задания по расширению закупок в личных подсобных хозяйствах граждан излишков сельхозпродуктов и организует торговлю ими. Критика была признана справедливой, за допущенные нарушения руководители кооперативных организаций Краснодарского, Башкирского, Вологодского и Брянского потребсоюзов строго наказаны.
***
Известно, что обычные виды вооружения тоже постоянно совершенствуются и это ведет к возрастанию его разрушительной силы. Какие существуют нормы международного права, запрещающие применение обычных видов оружия, каково участие нашей страны в разработке этих норм?
В. Новоселов, Брянск
НАЧНЕМ С ТОГО, что на указанную вами тенденцию - размывание граней между оружием массового поражения и так называемым обычным оружием - неоднократно обращали внимание видные советские и зарубежные ученые, общественные деятели разных стран. Что же касается международного права, то оно содержит целый ряд норм и принципов, направленных на запрещение обычных вооружений. Они закреплены, в частности, в Санкт-Петербургской декларации 1868 г., Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. и других ныне действующих международно-правовых документах.
В 1977 г. Дипломатическая конференция по подтверждению н развитию международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, приняла два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны. Ст. 48 Протокола 1 запрещает нападения неизбирательного характера, к которым, в частности, относятся нападения с применением методов или средств ведения военных действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты и которые вследствие этого поражают военные и гражданские объекты без различия. Советский
Союз принимал активное участие в выработке обоих Протоколов и одним из первых подписал их. В 1978 г. они вступили в силу.
В 1979 и 1980 гг. под эгидой ООН состоялась конференция, которая завершилась принятием конвенции и трех протоколов к ней, запрещающих, в частности, применение против гражданского населения такого варварского средства ведения войны, как зажигательное оружие.
В этой связи нелишне напомнить, что в период агрессии США в Корее и Вьетнаме жертвами массового применения всех видов зажигательного оружия стали десятки тысяч мирных жителей этих стран. Сегодня напалмом и фосфорными бомбами Вашингтон снабжает своих марионеток.
Между тем ряд государств уклонился от подписания указанных конвенций. Например, сионистское руководство Израиля, не желая связывать себя обязательствами, не поставило свою подпись под конвенцией 1980 г. о запрещении или ограничении применения некоторых видов обычного оружия и протоколов к ней, не говоря уже об их ратификации.
А ведь именно от напалма, фосфорных, кассетных и вакуумных бомб, которые использовали израильские агрессоры, пострадало и страдает мирное население Ливана. (Более 19 тыс. ливанцев и палестинцев пали от израильской агрессии 1982 г. Около 32 тыс. человек были ранены. 600 тыс. остались без крова.) Как известно, в результате взрыва "вакуумной бомбы" американского производства в Бейруте был полностью разрушен жилой восьмиэтажный дом, погибли или получили ранения около 300 человек из числа гражданского населения.
И хотя Соединенные Штаты Америки подписали упоминавшуюся выше конвенцию, их действия как соучастника кровавых преступлений сионизма в Ливане находятся в вопиющем противоречии с духом и буквой подписанного ими документа.
Что касается СССР, то он не только совместно с другими 80 государствами принял активное участие в разработке этой конвенции и протоколов, но и одним из первых 2 июня 1982 г. ратифицировал все эти документы без исключения. Этим самым еще раз на деле была доказана готовность Советского Союза к принятию практических мер в целях обуздания гонки вооружений.
***
Расскажите об итогах сельскохозяйственного года в ПНР.
К. Рябик, г. Остров
ИЗВЕСТНО, что неблагополучное положение в сельском хозяйстве Польши явилось одной из причин разразившегося в 1980 г. кризиса. Вот почему ПОРП придает огромное значение решению продовольственного вопроса, направляет в аграрный сектор народного хозяйства значительные финансовые и технические средства. Самообеспечение продовольствием - важная цель аграрной политики, проводимой ПОРП. "Мы понимаем, что продовольствие - это политический товар", - отмечал на одной из пресс-конференций в Варшаве министр сельского хозяйства и пищевой промышленности ПНР С. Земба.
На состоявшемся недавно заседании сельскохозяйственной комиссии ЦК ПОРП С. Земба докладывал, что сбор урожая, заготовка кормов, сев озимых, обработка почвы под яровой клин вселяют оптимизм. Общее положение значительно лучше, чем в прошлом году.
Это подтверждают и официальны сводки, публикуемые в польской печати. Собран хороший урожай зерновых - свыше 22 млн. тонн. По состоянию на октябрь 1983 г. государственные закупки составили 4,2 млн. т - это больше, чем в минувшие три года. В закрома государства засыпано 2,4 млн. т ржи. 1,2 млн. т пшеницы. Остальная часть собранного зерна используется госхозами, кооперативами и единоличными крестьянами для собственных нужд. По подсчетам специалистов, для полного удовлетворения потребностей страны необходимо будет закупить за границей свыше 3 млн. т зерна и кормов. Следует учитывать, что совсем недавно импортные поставки были на уровне 8 - 9 млн. тонн.
Государственные закупки яблок планируются на 1,5 млн. т, слив - на 100 тыс. т.
В этом году собрано около 36 млн. т картофеля. В прошлом году - 32 млн. тонн.
Хорошим урожаем порадовали свекловичные плантации. Слаженно действует весь уборочный комплекс поле - завод. Закуплено свыше 6,5 млн. т свеклы, что на 1,5 млн. больше, чем за такой же период прошлого года. А если учесть, что в прошлую сахарную страду был собран урожай - 10 млн. т, то есть все основания считать, что и нынешний также будет полновесным.
По-прежнему трудным остается положение в животноводстве. Это подтверждается сохранением системы регламентированной продажи мяса и продуктов его переработки. Численность поголовья крупного рогатого скота, по данным польской переписи, составляет 11 млн. 265 тыс. голов, свиней - 15 млн. 573 тыс. голов.
В нынешнем году государственные закупки мяса составят 1 млн. 760 тыс. тонн. В будущем году ожидается дальнейшее снижение на 105 тыс. тонн. Хозяйственные органы предпринимают усилия для нормализации создавшегося положения. С учетом производственного цикла в животноводстве рост закупок мяса возможен лишь в четвертом квартале 1984 года.
Улучшилось снабжение населения молоком и молочными продуктами. Ежедневно в торговую сеть поступает 35 млн. литров молока. Общие поставки его в этом году составят 10,3 млрд. литров.
Ответы подготовили: А. Иванов, А. Маринина, С. Егоров, В. Ржевский.