Примерное время чтения: 11 минут
93

[Есть ответы] Ваши вопросы от 07.05.1984

Прошло более года с момента создания РАПО. Что показала практика работы новых органов управления на селе?

С. Белоконь, Ставрополь

ПРИВЕДЕМ вначале такие цифры. Общая численность работающих в отраслях агропромышленного комплекса (АПК) страны составляет примерно 31 млн. человек, или почти четвертую часть всего населения, занятого в народном хозяйстве. В стране создано свыше 3,1 тыс. районных агропромышленных объединений (РАПО). Главное звено объединений - колхозы и совхозы, их 52 тыс. Кроме того, в состав РАПО включено около 7,5 тыс. промышленных предприятий, почти 23 тыс. - обслуживающих, а также свыше 17 тыс. прочих предприятий и организаций.

Как же вписываются советы РАПО в сложившуюся ранее управленческую систему, не повлекло ли создание этих органов управления усложнения в организации сельскохозяйственного производства? Возникает и такой вопрос: зачем нужны РАПО, если в районах существуют райсельхозуправления, самостоятельные управленческие органы предприятий Госкомсельхозтехники, Союзсельхозхимин?

Что же показала практика работы новых органов управления на селе?

Прежде всего надо отметить, что РАПО удачно сочетают в себе и отраслевой, и территориальный принципы управления, своей деятельностью органически соединяют интересы всех районных служб и предприятий, имеющих отношение к производству сельскохозяйственных продуктов, их переработке, хранению и реализации. Советы РАПО особое внимание уделяют вопросам координации усилий партнеров, эффективному использованию ресурсов, освоению хозрасчета, внедрению коллективного подряда.

Советы РАПО, куда входят руководители колхозов и совхозов, предприятий, обслуживающих сельское хозяйство, наделены правами органа государственного управления. В их обязанности и функции входит решение многих вопросов. Во- первых, эти органы на основе доведенных контрольных цифр определяют плановые показатели колхозам и совхозам. РАПО призваны также рассматривать планы других предприятий и организаций, вносить свои коррективы на рассмотрение в вышестоящие органы.

Во-вторых, советы РАПО участвуют в распределении лимитов капитальных вложений, бюджетных ассигнований и кредитов. Особое место в деятельности РАПО отводится вопросам рационального использования техники, оборудования, минеральных удобрений, других ресурсов.

В-третьих, советы РАПО имеют право по предложению предприятий и организаций, входящих в объединение, централизовать выполнение отдельных производственно- хозяйственных функций (откорм скота, ремонт техники, вывозка грузов и т д.). Совет объединения наделен правом утверждать и пересматривать расценки на услуги, оказываемые колхозам и совхозам со стороны предприятий агросервиса. В компетенции нового органа управления и такой вопрос, как установление расчетных цен на скот, корма, материалы и т. д., если между хозяйствами района идет обмен.

Чтобы наглядно показать, как в условиях агропромышленного объединения совершенствуется хозяйственный механизм, обратимся к опыту работы совета РАПО Ершовского района Саратовской области. Деятельность этого объединения была одобрена Министерством сельского хозяйства СССР. В объединение входит 30 колхозов и совхозов, маслодельный комбинат, элеватор, птицекомбинат, отделение Сельхозтехники, ремонтный завод, передвижная механизированная колонна "Облсельстроя", райпищекомбинат и другие организации. Ранее, в силу ведомственной разобщенности, добиться их слаженной работы не всегда удавалось. Ныне в районе с помощью совета РАПО дела заметно улучшились. Более эффективно стал использоваться автотранспорт местного отделения Сельхозтехники, принято решение о снижении расценок за услуги колхозам и совхозам. Кроме того, создан централизованный фонд средств, за счет которого идет расширение мощности местного мясокомбината до 10 т продукции в сутки. Раньше хозяйства района были вынуждены часть скота доставлять за 180 - 200 км и несли на этом убытки до 150 тыс. руб. в год. Совет РАПО изучает также вопрос о реконструкции и строительстве новых пунктов по первичной переработке молока, что позволит реализовывать продукцию более высокого качества, уменьшить потери.

Свою жизненную силу показывают РАПО и в других районах страны. Так, Жердеевское агропромышленное объединение в Тамбовской области с должной настойчивостью и последовательностью решает такую задачу, как повышение плодородия земли. В минувшем году здесь на круг получено 26,4 ц зерна. Новые условия хозяйствования положительно сказались на уровне организованности различных служб, связанных с ведением сельского хозяйства. В колхозно-совхозном производстве стало больше порядка, заметно улучшились экономические показатели, возросла активность трудовых коллективов.

Много делают для объединения усилий партнеров и направления их деятельности на лучшие показатели при наименьших затратах труда и средств советы РАПО Глазуновского района Орловской области, Новомосковского района Тульской области и ряда других районов. В полную силу идет сегодня эксперимент, проводимый Политбюро ЦК КПСС в Грузии и Эстонии. Здесь республиканские министерства сельского хозяйства, мелиорации и водного хозяйства, а также Сельхозтехника объединены в единый орган. За счет этого упрощена структура управления, заметно сокращен его аппарат, обеспечена большая согласованность при решении производственных вопросов. Словом, отрабатывается модель агропромышленного объединения с единым органом управления в масштабе союзной республики. И первые шаги в этом направлении показывают перспективность начинания.

Как отмечалось на Всесоюзном экономическом совещании по проблемам агропромышленного комплекса, валовая продукция сельского хозяйства в 1983 г. возросла по сравнению с 1982 г. на 5 проц. и достигла почти 134 млрд. рублей. Собран неплохой урожай зерновых - 190 млн. тонн.

Впервые за последние 9 лет все республики справились с планами заготовок основных видов животноводческой продукции. Прибавка за год составила по мясу в живом весе 1,5 млн. т, по молоку - 5,4 млн. т и по яйцам - 1,8 млрд. штук.

Начали меняться к лучшему и экономические показатели деятельности колхозов и совхозов. Уровень совокупной рентабельности достиг 21 процента. Без учета повышения закупочных цен и надбавок к ним прибыль в 1983 г. возросла на 7,4 млрд. рублей. А в целом она составила 23,3 млрд. рублей. Заметно укрепляется экономика многих колхозов и совхозов. Наметился шаг вперед и в дальнейшем решении социальных вопросов.

Несомненно, что в тех положительных сдвигах, которые происходят сегодня на селе, есть заслуга и районных агропромышленных объединений.

Однако жизнь показывает, что пока еще не везде сумели наладить четкую работу РАПО. Некоторые советы агропромышленных объединений все еще переживают период становления и ломки старой структуры управления, другие не проявляют должной инициативы и активности в решении назревших вопросов, слабо используют предоставленные им права и полномочия. Некоторая робость порой проявляется в деле отлаживания экономических взаимоотношений между партнерами. Эти недоработки, конечно, носят временный характер. В целом же районные агропромышленные .объединения зарекомендовали себя как действенные органы управления на селе, которым под силу решение многих вопросов.

* * *

В "АиФ", 1984, N 3, рассказывалось о торгово- экономических отношениях Албании с социалистическими странами. А как складываются ее отношения с развитыми капиталистическими государствами?

А. Курносенко, Бакал, Челябинская обл.

СНАЧАЛА 70-х годов, по мере свертывания сотрудничества с Китаем, албанское руководство стало предпринимать шаги по расширению отношений с государствами капиталистического мира. Заинтересованность НСРА в развитии отношений с ними была подтверждена на VIII съезде Албанской партии труда (ноябрь 1981 г.) и в последующих заявлениях албанских руководителей.

С 1970 по 1983 г. Албания установила дипломатические отношения с 58 различными странами. К настоящему времени она поддерживает дипломатические отношения с 16 развитыми капиталистическими государствами, в частности, с Данией, Швейцарией, Бельгией, Нидерландами, Грецией, Норвегией, Люксембургом, Исландией, Португалией. Японией. Из этих 16 стран лишь Греция, Италия, Турция и Франция имеют свои дипломатические представительства в Тиране на уровне послов; албанские посольства функционируют, помимо вышеназванных четырех стран, также в Австрии и Швеции.

В контактах с развитыми капиталистическими государствами Албания в основном ориентируется на развитие торговых связей, которые регулируются соответствующими документами и ежегодными протоколами, при этом наблюдается тенденция к закреплению связей на долгосрочной основе. В последние годы долгосрочные торговые соглашения были заключены, в частности, с Финляндией (на 1976 - 1979 гг.), Грецией (на 1976 - 1982 гг.), Швецией (на 1979 - 1983 гг.), Австрией (на 1980 - 1984 гг.), Турцией (на 1983 - 1985 гг.). Отдельные торговые сделки заключаются также с фирмами тех стран с которыми у Албании нет дипломатических отношении (ФРГ, Англия. Испания, Канада, США и др.).

С 1975 г. по настоящее время объем торговли Албании с капиталистическими государствами возрос более чем в 3 раза, а их удельный вес (по оценочным данным) - с 19 до 44 процентов. Ведущее место в торговле с Албанией занимают Италия, Греция, ФРГ, на долю которых приходится более половины всего объема внешней торговли НСРА с Западом.

Помимо торговых связей, наметились и другие формы сотрудничества Албании с рядом капиталистических государств. Так, расширяется участие западных фирм в реализации отдельных объектов в Албании. Уже традиционным стало участие Албании в международных ярмарках в Бари, Барселоне, Измире, Милане, Париже. Салониках и т. д. Албанию неоднократно посещали делегации торгово-промышленных палат некоторых городов Греции и Турции. Осуществляется научно-техническое сотрудничество с Финляндией, Швецией, Францией, Италией и Турцией. С Грецией заключены ветеринарная конвенция (май 1976 г.) и соглашение о строительстве и вводе в эксплуатацию линии электропередача высокого напряжения для соединения энергосистем двух стран (декабрь 1981 г.), с Финляндией - соглашение о грузовых перевозках (май 1983 г.), с Италией - соглашение об открытии регулярной паромной линии между портами Дуррес и Триест (введена в действие в декабре 1983 г.), с Турцией - соглашение о гражданском воздушном сообщении (февраль 1984 г.).

Постепенно расширяются связи Албании с отдельными капиталистическими государствами в области культуры, образования, спорта. Активный обмен художественными коллективами, выставками поддерживается с Италией, Турцией. Францией, Финляндией и Швецией, с которыми подписаны соответствующие двух- или трехгодичные программы. Развиваются культурные связи между Албанией и Грецией. В апреле прошлого года впервые в ФРГ прошли гастроли ансамбля народной песни и танца Албании. С 1979 года албанские студенты выезжают на учебу в Италию, Францию, Австрию и Швецию, Контакты в области гуманитарных наук поддерживаются с учебными заведениями Греции, Турции и Италии. Отдельные специалисты из западноевропейских стран читают курсы лекций и стажируются в области языка, литературы и истории в Тиранском университете. В июне 1980 г. заключено соглашение о сотрудничестве между Союзом албанских писателей и работников искусства и Союзом турецких писателей. Между Албанией и Турцией на базе ежегодно подписываемых с 1982 г, протоколов развиваются спортивные связи.

Албания развивает сотрудничество с рядом капиталистических стран и в области информации. Албанское телеграфное агентство заключило, в частности, соглашения об обмене информацией с телеграфным агентством Австрии (ноябрь 1975 г.), турецким агентством печати "Анатолу Ажансы" (май 1980 г.), итальянским информационным агентством АНСА и шведским телеграфным бюро ТТ (апрель 1984 г.). Осуществляется обмен материалами между Албанией и Турцией по линии радио и телевидения. В мае 1983 г. Тирану посетила делегация австрийского радио и телевидения.

В последние годы с албанской стороны проявляется также готовность к установлению политических контактов с некоторыми капиталистическими государствами. Состоявшиеся встречи министра иностранных дел НСРА с министрами иностранных дел Франции, Турции, Италии, Австрии и другие контакты во многом способствовали активизации отношений Албании с этими странами.

* * *

В нашей стране существуют различные виды лотереи. Но, пожалуй, все рекорды популярности побили "Спортлото" и особенно "Спринт". А вот куда идут средства от их реализации?

Н. Симакова, Саратов

ПОСТОЯННЫМ участникам спортивных лотерей известно, что половина средств от реализации билетов "Спортлото" и "Спринта" идет на развитие физкультуры и спорта. Совершенно очевидно, что чем больше будет продано билетов, тем больше будет стадионов и катков, бассейнов и спортивных залов.

Приведем несколько примеров.

Немалую помощь Челябинскому областному спорткомитету оказывают спортлотереи, доходы которых позволяют ежегодно отчислять на нужды спорта более полумиллиона рублей. С привлечением этих средств сооружаются сейчас горнолыжный комплекс в Аше, каток с искусственным льдом в Магнитогорске, велотрек в Челябинске.

Во Львове сооружен уникальный спортивный комплекс. На строительство этой базы Спорткомитет СССР выделил 10,5 млн. руб. из доходов спортивных лотерей.

В Воронеже при содействии областного управления спортивных лотерей построено здание спортивного комплекса филиала Московского института физкультуры. В 1983 г. из средств спортивных лотерей для приобретения современного спортивного оборудования и инвентаря здесь было выделено 16700 рублей.

На строительство ледового Дворца спорта Московского автозавода имени Ленинского комсомола было перечислено из доходов спортлотереи 600 тыс. руб. - одна треть его стоимости.

Ныне в стране нет, пожалуй, ни одного спортивного комплекса, который не создавался бы с привлечением средств от реализации спортивных лотерей.

Таким образом, эти средства содействуют решению важной государственной задачи - развитию массового физкультурного движения в нашей стране.

Ответы подготовили: Е. СОСНИН, Н. ЮРЧЕНКО, С. АРСЕНЬЕВ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно