В заседании "круглого стола" "АиФ" участвуют: доктор философских наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке В. СЕРЕБРЯННИКОВ, народный депутат СССР майор В. ЛОПАТИН, кандидат философских наук Ю. ДЕРЮГИН, социолог З. ФИЛАТОВА.
З. Ф. Идея радикальной военной реформы все глубже проникает в различные пласты общественного мнения. Однако нередко она сводится только к необходимости перехода к профессиональной армии.
В. С. Конечно, вопрос гораздо шире. Речь прежде всего идет о радикальном совершенствовании военной политики.
Раньше мы упускали возможность активного снижения военной опасности, свыклись с силовыми реакциями на милитаристские шаги Запада, невольно способствовали конфронтационности, хотя искренне не хотели войны. Сегодня положение изменилось. Разумная достаточность предполагает, что количественные параметры военной мощи у нас могут составлять 0,9 - 0,8 от западной...
Ю. Д. Здесь активную роль играет и политический фактор. Необходимо ставить вопрос о совершенствовании конкретных механизмов выработки и осуществления такой военной политики, которая бы способствовала разумной достаточности.
В. Л. В качестве важнейшего условия я бы назвал подготовку реформаторов. Одними из слагаемых военной реформы являются разделение руководства Вооруженными Силами на уровнях политического, административного и боевого управления, определение сфер ответственности на каждом из них, гражданский контроль, в том числе через разделение функций Минобороны и Генштаба, где первое стало бы органом административного руководства во главе с гражданским лицом.
З. Ф. Кто же правомочен принимать окончательные решения?
В. Л. Думается, что участие общественных организаций в области выработки военной политики возможно только до принятия решений. Последнее должно стать исключительным правом органов государственной власти и управления. Кроме того, нужен независимый парламентский центр для оценок и стратегических прогнозов, который вместе с Президентским советом обобщал бы всю информацию в системе угроз безопасности СССР (не только военную, но и экономическую, экологическую, демографическую и т. д.). И выдавал бы обоснованные предложения для принятия решений Президенту, Верховному Совету, Комитету по вопросам обороны и госбезопасности в обновленном составе.
З. Ф. Проведение военной реформы обусловлено острыми внутренними противоречиями, с которыми столкнулась в последнее время армия. Например, противоречие между глубокими структурными преобразованиями в обществе и отсутствием подобных в Вооруженных Силах.
В. С. Главная причина отставания армии от общества видится прежде всего в отсутствии четкой, научно обоснованной концепции перестройки Уже в самом ее начале военная бюрократия, особенно в верхнем слое, взяла курс на латание дыр и фасадный ремонт и следует этим курсом до сих пор. Ведь дело доходило до того, что кое-где поначалу на полном серьезе составляли списки в частях, кто из офицеров перестроился, а кто нет...
В. Л. И сейчас дела идут не лучше. Недавно на заседании подкомитета по Вооруженным Силам обсуждалась комплексно- целевая программа борьбы с "дедовщиной", разработанная Министерством обороны и Главным политическим управлением СА и ВМФ. Депутаты пришли к выводу, что программа является очередным планом по составлению... планов. Опять общие призывы и лозунги.
Как народный депутат СССР я часто бываю в войсках. Всюду одни и те же проблемы: "дедовщина", землячество в казарме, протекционизм, напряженность в отношениях между старшими и младшими по званию, увеличение числа молодых офицеров, желающих порвать со своей профессией, упорное желание вышестоящей военной бюрократии сохранить свои привилегии.
Ю. Д. Одним из следствий антигуманистических отношений в армии и на флоте является наличие суицидальных происшествий. Из общего числа погибающих военнослужащих ежегодно 20% - самоубийцы. При этом ссылка на низкое качество призывных контингентов несостоятельна. Исследования показывают, что лица с психическими расстройствами составляют лишь 10% из общего числа покончивших с собой.
З. Ф. Является ли переход к профессиональной армии выходом из создавшегося положения?
В. С. Думаю, да. Но дело не только в этом. Переход к профессиональной армии вытекает из насущной потребности, диктуемой революцией в военном деле. Современная боевая техника требует высоких профессиональных качеств тех, в чьих руках она находится. Это главное.
Ю. Д. Исследования показывают: навыки, приобретенные воинами срочной службы сухопутных войск, теряются по истечении трех лет после службы.
В. Л. Нельзя сбрасывать со счетов и материальные стимулы, которые будут активно действовать в профессиональной армии, плюс механизмы социальной защиты личности. Сегодня же военнослужащий лишен многих конституционных прав. Особенно это проявляется на этапе увольнения из Вооруженных Сил. По данным Минобороны, ныне насчитывается свыше 270 тыс. семей военнослужащих, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе более 170 тыс. бесквартирных семей офицеров и прапорщиков. Новые десятки тысяч семей попадут в такие же условия при выводе наших частей из Восточной Европы. Вот почему нужна целевая государственная программа решения этих проблем.
З. Ф. А какой выход из положения видит Министерство обороны?
В. Л. Прежде всего в том, чтобы переложить эти проблемы на плечи местных Советов. Но у тех свои длинные очереди.
З. Ф. Тогда правомерен вопрос: где же взять средства?
В. Л. Сделать единственным держателем средств военного бюджета Министерство обороны (в настоящее время они рассредоточены по десяткам министерств). Одновременно следует обязать Минобороны незамедлительно снять часть средств с закупок техники и оружия для финансирования программы, о которой я говорил.
З. Ф. Судя по выступлениям военачальников, они "прохладно" относятся к идее профессиональной армии, выдвигая главный аргумент: она-де будет стоить дороже в 5 - 6 раз.
В. С. Я не экономист, но мне кажется, что сам принцип подсчета должен быть иным. Надо не только перемножать число военнослужащих на определенную зарплату, но и учитывать другие факторы. Ведь высвободившаяся "из-под ружья" молодежь принесет пользу в народном хозяйстве, А это тоже имеет стоимостное выражение.
З. Ф. Существует центристская точка зрения: "профессиональная армия нужна, но еще не пришло время".
Ю. Д. Эта точка зрения направлена на то, чтобы "похоронить" саму идею создания профессиональной армии. Если обратиться к американскому опыту, то следует заметить, что переход на профессиональную армию занял у них 3 - 4 года. Это следует учитывать и нам. Если ждать еще несколько лет, а затем переходить, то нетрудно подсчитать, сколько лет нам понадобится на этот процесс. Переход к профессиональной армии объективная потребность общества. Можно повелевать подчиненными, но нельзя командовать объективными закономерностями.
Смотрите также:
- БОЛЕЕ 60% ОПРОШЕННЫХ СЧИТАЮТ: В АРМИИ НАРУШАЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Кто защитит офицеров? →
- О воинском долге, сроках службы и неуставных отношениях →
- Ирина Хакамада: "Кто не хочет кормить свою армию..." →