ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ ТЕКУЩЕГО ГОДА ТЕМПЫ ПРИРОСТА ДОХОДОВ СОСТАВИЛИ 13,3% ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕМ ЖЕ ПЕРИОДОМ 1989 г. Денежная реформа: за и против

   
   

Этой проблеме был посвящен "круглый стол", организованный Научно- исследовательским Центром экономической теории и политики (НИЦЭТП) Академии народного хозяйства при Совмине СССР и Институтом социологии АН СССР. Приводим мнения его участников.

С. ЛУШИН (директор Научно-исследовательского финансового института): Большого эффекта конфискация денег, находящихся на руках у населения, не даст. Основная масса денег находится в сберегательных кассах, в полисах социального страхования, облигациях 3%-ного займа и лишь 100 млрд. руб. - в карманах. Выходит, что надо "бить" по трудовым вкладам? Но народ, доверив государству хранение денег без всякой выгоды для себя (поскольку проценты ставок ничтожны), надеется, что они будут надежно защищены. Сейчас самая большая опасность стремительный нерегулируемый рост доходов.

Единственное, что можно будет сделать при неуправляемой инфляции, - допустить деноминацию денег, как это было в 1961 г., изменить масштаб цени зарплаты. Например, в 10 раз сокращается зарплата и в 10 раз - цены. Когда все находилось в руках государства, это легко было сделать. В условиях же рыночной экономики предприятия будут вправе принимать свой коэффициент сокращения. Поэтому цены на рынке все равно будут возрастать, хотя не так стремительно.

В. ПАНКРАТОВ (НИИ Прокуратуры СССР): При денежной реформе можно и не посягать на вклады населения. Их можно поменять 1:1. Это нисколько не повлияет на наше финансовое положение. Главная опасность не в этих деньгах, а в тех, что циркулируют среди теневых дельцов и деформируют денежное обращение. Дело не в том, сколько выдается денег в виде зарплаты, а как эти средства перераспределяются. 5 лет назад, по нашим расчетам, каждый третий рубль попадал в теневую экономику. Сейчас, вероятно, больше.

Самый главный аргумент противников денежной реформы, что, дескать, этих денег нет в наличии у подпольных дельцов, они вкладывают их в оборот, недвижимость, проживают их. Но в таком случае эти деньги должны быть инкассированы. Однако в инкассации их нет. Около 10% денег ежегодно не проходит через банк. Как можно говорить, что этих денег нет в наличии у теневых дельцов, если они сразу же могут выложить за машину 60 и более тысяч? Эти средства вкладываются ими в "должности", идут на подкуп аппарата ОБХСС, прокуратуры и т. д.

Думаю, денежная реформа нужна. Необходимо ввести и систему электронных карточек, которые ликвидируют анонимность денег, она действует во всех цивилизованных странах.

Г. СИНИЛОВ (НИИ МВД):

Ходят слухи о том, что у нас 100 тыс. миллионеров, сосредоточивающих в своих руках незаконные накопления. Насколько достоверны эти слухи, судите сами.

Ежегодно мы раскрываем 250 тыс. корыстных и корыстно-насильственных преступлений.

Число их участников 600 тыс. человек. Объем нанесенного ущерба - около 1 млрд. руб. В этой массе преступлений самая опасная - организованная преступность - составляет 6 - 10%. По нашим расчетам, это означает 10 тыс. преступных формирований в год. По среднестатистическим показателям, эти организации объединяют примерно 300 тыс. человек. Все ли они миллионеры?

Только 20% крупных расхитителей накапливают огромные состояния, превращая деньги в капитал, приобретают ценности (главным образом золото, драгоценные камни и т. д.). И, конечно же, в сбербанках они их не держат.

Из 10 тыс. преступных формирований в год мы раскрываем 3 - 4 тыс. За многие годы наберется чуть больше 200 тыс. групп, приносящих миллионный ущерб, но это в целом группой, а не одним человеком. Денежная реформа не сможет изъять этих денег.

С другой стороны, ежегодно наше государство за счет приписок и искажения отчетности выплачивает в виде зарплаты 35 млрд. руб. незаработанных денег. Их денежная реформа вряд ли коснется. Мы считаем, что нельзя проводить денежную реформу, а также резко повышать цены, взвинчивая инфляцию, без разработанного комплекса мер защиты населения.

Б. РАКИТСКИЙ (Центральный экономико-математический институт): Одной из таких мер могло бы быть введение института карточной системы. Карточка это не талон. Это обязательство государства обеспечить все население набором предметов первой необходимости и при том - по твердой цене. Таким образом карточка защитила бы население от стремительного роста цен.

Массовое сознание выступает за денежную реформу. Но денежная реформа не затронет теневого капитала, потому что основные вложения его находятся в подпольных заводах, цехах, а там - безналичный оборот. Если проводить денежную реформу по принципу конфискации, то могут пострадать трудовые доходы, но, главное, очень быстро возрастет в цене недвижимость, имущество. (Например, увеличив в прошлом году цены на золото и драгоценные металлы, мы подарили их обладателям 47 млрд. рублей).

Считаю, что для оздоровления денежного обращения нужна легализация теневой экономики.

А. ЩЕПАНЦЕВ: Все боятся, что от денежной реформы пострадает трудовой народ. А кто пострадает от инфляции? Те, у кого тугие кошельки? Те, кто может выложить за машину тройную цену? Ведь инфляция - это та же самая реформа, только стихийная, которая в большей степени, нежели денежная, ударит по трудовому народу. Предполагается, что цены поднимутся в 2 - 3 раза, а по некоторым оценкам (кто может управлять рыночными ценами?) - в 6 - 8 раз. Как это отразится на населении?

Н. КАЛИНИН (МГУ): Надо изъять не доходы населения, а неконтролируемые деньги, которые вращаются в теневой экономике и составляют, по одним подсчетам, 100 млрд. руб., по другим - 200.

Г. АРИСТОВ (Институт мировой соцсистемы): В создавшейся ситуации нельзя ограничиваться только изъятием лишних денег, требуется реформировать всю структуру финансовых учреждений. В противном случае они быстро нейтрализуют эффект изъятия, насытив рынок новыми деньгами. Для этого надо прежде всего вывести Госбанк из подчинения Совмина.

А. АГАНБЕГЯН (академик, ректор АНХ): Я сторонник третьего пути. Конечно, без свободных цен не может быть рынка. Но прежде чем поднимать цены, необходимо провести комплекс антиинфляционных мер, которые позволили бы "связать" избыточные деньги у населения.

Что конкретно я имею в виду? Расширить рынок. Весь набор товаров на нашем рынке занимает в расходах населениях других стран всего 30%, остальные статьи их расходов связаны с продажей земли, жилья, покупкой акций, страхованием и т. д. Поэтому сейчас необходимо вложить дополнительные средства в строительство жилья, дач, гаражей с последующей их продажей населению, ввести доплату за улучшение жилищных условий. По нашим подсчетам, таким образом удастся мобилизовать около 30 млрд. руб.

Нужно повысить процент ставок за хранение денег, что увеличит приток денег в сбербанки. За рубежом процент ставок возрастает в зависимости от срока хранения денег. Чем дольше владелец их не берет, тем больший процент за них он получает. Нам необходимо довести эти ставки с учетом инфляции примерно до 8%. Нужно расширить выпуск ценных бумаг, акций.

Кроме того, можно продавать населению особо дефицитные товары... вперед. Скажем, в следующую пятилетку мы должны произвести 10 млн. автомобилей. Из них 6 млн. можно было бы продавать уже сегодня, взяв за них полную цену у тех, кто получит машину в этом году, и половину - у тех, кто приобретет их в 1995 г. При этом, конечно же, государство должно гарантировать сам автомобиль, неизменность цены на него, а также возврат денег по желанию человека. Таким образом можно уже сегодня "связать" еще 35 млрд. руб. То же можно делать при продаже квартир, гаражей, земельных участков и т.д.

Следует усилить стимулы к расширению производства товаров и увеличить объем импортных товаров.

Эти меры позволят нормализовать рынок, вернув его к состоянию 5- летней давности, пусть и убогому, но относительно стабильному, когда на рынке имелось 1100 видов товаров. Сейчас же из них на рынке всего 56 видов. Если эти мероприятия будут проведены, то цены поднялись бы на 30%. (Следует все-таки оставить частичную дотацию на некоторые предметы первой необходимости, однако не настолько, чтобы хлеб было выгодно скармливать скоту).

В дальнейшем инфляция может быть хорошо регулируема и не превышать 8% в год. Такая инфляция не требует широкой индексации доходов населения (за исключением, возможно, низкодоходных групп и лиц с фиксированными заработками).

Процент инфляции должен учитываться при заключении трудовых договоров на предприятии, как это делается в зарубежных странах. Кстати, те страны, где инфляция ниже 10%, отказались от индексации, поскольку рассматривают ее как путь к уравнительности.

Переход к свободному рынку должен осуществляться наряду с социальными мерами по улучшению жизни малообеспеченных слоев населения: введением пенсионной реформы, с повышением минимальной зарплаты до 90 - 100 руб., с ликвидацией подоходного налога с заработка до 130 - 140 руб. и некоторыми другими. Конечно, важно прогнозировать последствия принимаемых решений.

О. ГРИГОРЬЕВА (НИЦЭТП АНХ): Может получиться так, что деньги вложенные гражданами в товарные облигации, будут обесцениваться быстрее всех других, ведь торговля по облигациям затрагивает самые остродефицитные товары, высокий рост цен на которые наиболее вероятен. Поэтому необходимо предусмотреть индексацию вкладов в эти облигации хотя бы в размере процентов на вклады в Сбербанке, в противном случае при первом же крупном подорожании любого из этих товаров значительная часть "связанных" облигациями средств будет изъята владельцами облигаций.

К. МИКУЛЬСКИЙ, член-корр. АН СССР (директор НИЦЭТП АНХ): Метод "связывания" средств населения, бесспорно, привлекателен. Но, с одной стороны, по некоторым оценкам, лишь 0,7 млн. семей имели половину и более необходимой суммы для вступления в ЖСК, а с другой стороны, государство не имеет материальных ресурсов, чтобы гарантировать продажу благ, за которые население заблаговременно готово внести деньги.

Главный путь сбалансирования рынка видится в увеличении потребительских товаров. Однако именно из-за отсутствия их приходится всерьез думать о повышении цен. Ведь товарные запасы недавно составляли лишь 18% денежных средств населения, а сейчас и того меньше. Сбалансировать рынок можно при условии компенсации малообеспеченным, регулировании динамики цен с целью предотвращения длительной инфляции, демонополизации экономики, ужесточении экономических условий формирования фонда заработной платы для устранения неоправданных выплат.

Подготовила Г. ВАЛЮЖЕНИЧ.

Смотрите также: