Подведены итоги работы независимой комиссии по оценке альтернативных вариантов перехода к рынку под руководством А. Аганбегяна. Расскажите, с какой программой на основе этих вариантов выступает комиссия?
Ю. Мясников, О. Маркин, Фрязино, Московская область.
Разумеется, "АиФ" не в состоянии напечатать все рекомендации, рожденные на основе многих концепций. Но фрагменты из них, касающиеся стабилизации потребительского рынка, мы сегодня предлагаем вашему вниманию.
ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство ученых и специалистов не видят другого выхода из сложившегося экономического тупика, кроме перехода к рыночному хозяйству.
В отличие от правительственной программы, представленные проекты и материалы, как правило, акцентируют внимание на отдельных сторонах проблемы перехода к рынку и не содержат комплексной картины. Обращают на себя внимание следующие основные различия в подходах альтернативных вариантов в сравнении с правительственной программой.
Во-первых, социально - ориентированный характер альтернативных вариантов. Во- вторых, радикальность мер по переходу к рыночному хозяйству. В-третьих, разные подходы и очередность решаемых проблем. В-четвертых, новое соотношение между компетенцией Союза ССР в целом (центральной власти) и отдельных республик и регионов.
Комиссия отмечает необходимость чрезвычайных мер по стабилизации экономики. Как же нормализовать потребительский рынок?
Конкретные рекомендации по этому разделу сводятся к следующему:
В ближайшее время повысить процентные ставки в Сбербанке за сбережения населения до 6% на текущих вкладах, до 8% на невостребованных в течение 6 месяцев, до 9% на невостребованных в течение года и до 10% на невостребованных в течение трех лет. Эта мера покажет населению, что денежная реформа не предполагается и можно не опасаться за свои сбережения.
Как можно быстрее перекрыть каналы разбалансированности денежного обращения: кардинально сократить дефицит бюджета, перейти на реальное исчисление затрат и фактической прибыли, отказаться от ориентации на выполнение плана, что увеличивает приписки, до минимума сократить дотации, ужесточить кредит, подняв его ставки.
Незамедлительно принять меры по расширению сферы платности для населения, что изменит структуру расходов населения. В настоящее время 78% средств населения СССР идет на покупку товаров и услуг, в то время как в развитых странах на эти цели направляется только 25 - 30%. Еще 20% там идет на оплату жилья и коммунальных услуг, до 10% - на приобретение земельных участков и загородных домов, до 10% - на покупку ценных бумаг, до 5% - на страховку по здоровью и лечение, примерно столько же - на страховку пенсии. У нас же практически нет рынка жилья, загородных земельных участков, ценных бумаг, страховки по здравоохранению и по пенсионному обеспечению. Все это можно создать в кратчайшие сроки.
Рынок жилья. Предлагается перераспределить часть мощностей, высвобождаемых из производственного строительства, для быстрого дополнительного строительства в 1991 г. примерно 1 млн. комнат, в 1992 - 1993 гг. по 1,5 млн. комнат, в 1994 - 1995 гг. по 2 млн. комнат. Это дополнительное строительство будет вестись за счет средств населения, покупающего квартиры, и не ущемит существующей очереди на жилье.
Рынок загородных земельных участков. Можно ежегодно продавать населению до 3 - 4 млн. загородных земельных участков по доступной цене (например, от 200 до 400 руб. за одну сотку гектара в зависимости от расположения участка и района). При этом размеры предоставляемых участков могут быть различными - от 4 до 20 соток.
Беспроцентный заем у населения денег под приобретение в будущем особо дефицитных материальных благ.
Например, в 1990 - 1995 гг. в СССР будет произведено около 10 млн. легковых автомобилей, из которых предлагается в ближайшие месяцы продать населению по существующим на сегодня ценам, например, 7 млн. Каждому купившему автомобиль выдается именной сертификат с правом незамедлительного возврата данных взаймы государству денег в любом сберегательном банке страны. За автомобиль, получаемый в 1991 г., владелец сертификата уплачивает его полную стоимость, а за автомобиль, продаваемый в 1995 г., только половину стоимости, вторую половину он выплачивает равными долями за 5 последующих лет. Если владельцу сертификата не будет предоставлен автомобиль в указанный срок, то соответствующая государственная организация выплачивает неустойку и должна возвратить деньги с учетом самого выгодного вложения этих денег в сберегательный банк или в ценные государственные бумаги.
Так же предлагается поступить с продажей населению дополнительного жилья, земельных участков, гаражей, дорогих телевизоров, холодильников, видеотехники, персональных компьютеров, особо дефицитных мебельных гарнитуров, установкой телефонов и др. Очень важно при этом гарантировать предоставление дефицитных материальных благ в будущем по существующим государственным ценам, что даст уверенность на селению в том, что большого повышения розничных цен при реформе ценообразования и переходе к рыночным ценам не будет.
Важным направлением использования имеющихся у населения денежных средств является приватизация собственности - продажа и сдача в наем трудовым коллективам, кооперативам и частным лицам на их сбережения отдельных средств производства, включая землю, строения, машины и оборудование, незавершенные объекты в строительстве, запасы сырья и материалов, комплектующих и готовых изделий и т. д. При этом одним из эффективных путей приватизации является продажа акций, в том числе выдача акций взамен тринадцатой зарплаты или премий членам своего коллектива.
В результате этих мероприятий можно "связать" до 150 - 200 млрд. руб. избыточных средств населения.
Для более справедливого распределения импортных товаров среди населения СССР можно организовать их продажу не только через торговую сеть, но и по каталогам. В этом случае каждой семье может быть предоставлена квота покупки на 800 - 1000 руб. в год зарубежных и лучших советских потребительских товаров по выбору из каталога.
Совокупность всех указанных мер в случае их быстрого осуществления не только повысит доверие населения к власти, но и во многом снимет существующую социальную напряженность. В этих условиях можно будет незамедлительно провести упорядочение розничных цен с переходом к преимущественно рыночным ценам. Поскольку у населения не будет избыточных денег, произойдут изменения в уровне цен в соответствии со спросом населения, на некоторые товары цены действительно повысятся, может быть до 1,5 - 2 раз, зато на другие они снизятся. В этих условиях даже при повышении государственных цен на хлеб и мясо-молочные продукты на 40 - 60% общее повышение розничных цен не превысит 20 - 25%.
Государственное регулирование можно сохранить по строго ограниченному кругу товаров и услуг, занимающему в товарообороте населения не более 20 - 30%, а по остальным товарам перейти к ценам свободного рынка. Постепенно производство потребительских товаров начнет подстраиваться под рынок, работать по запросам торговли и т. д.
Чтобы осуществить переход к рыночным ценам менее болезненно, рекомендуется увеличить доходы населения: ввести в действие новый пенсионный закон, закон о дополнительных отпусках, повысить стипендии студентам, улучшить условия жизни многодетных семей, провести другие меры в соответствии с законами, принятыми Верховным Советом СССР.
Предлагаемое совмещение реформы ценообразования и осуществление запланированных мер по повышению уровня жизни населения позволят обойтись без компенсационных выплат и индексации доходов, содержащихся в правительственных предложениях, которые ведут, как свидетельствует зарубежный опыт, к повышенной инфляции.
***
Согласно постановлению Президиума Совмина СССР в правительственную программу перехода к рынку будет включено все лучшее из альтернативных вариантов.