ЛИСТАЯ ПОДШИВКИ "АиФ"

   
   

В традиционной рубрике сегодня, в полутысячном номере, представлены выдержка из публикаций "АиФ". Мы долго думали, по какому принципу их отбирать: новизны ли, оригинальности, остроты... И пришли к выводу, что качество информации, содержавшейся в каждом из 500 номеров, читатель оценил в свое время сам. Но что ему неведомо и что представляет, судя по читательским вопросам, интерес - это то, какие оценки выставляли нам те "высокие" читатели из аппарата ЦК КПСС, которые до последнего времени направляли органы прессы вне зависимости от их официальных издателей.

Приведенные здесь факты и суждения в свое время были предметом разбирательств, вызовов "на ковер", письменных и устных объяснений.

Март 1987 г., N 10 (335). В интервью корреспонденту "АиФ" И. Лариной на вопрос о роли Сталина в Великой Отечественной войне академик А. Самсонов отвечает: "Во всяком случае, великим полководцем я его отнюдь не считаю. Много крупных военачальников выдвинулось во время войны, и среди них, конечно, маршал Жуков. Но не военачальники, не полководцы выиграли войну, а наш народ".

Апрель 1988 г., N 14 (391). Отвечая на вопросы корреспондента "АиФ" Н. Желноровой, академик ВАСХНИЛ В. Тихонов заявляет: "Анализ источников (их, к сожалению, осталось очень немного), пересчет материалов официальной статистики, которая активно в те времена выполняла защитительные функции, наконец, высказывания Сталина, известные по документальной литературе, позволяют убежденно утверждать, что в период раскулачивания было репрессировано значительно более 10 млн. деревенских жителей. Из них примерно 0,5 - 0,6 млн. человек - по решению судов".

Июль 1988 г., N 28(405). Под рубрикой "Из почты "АиФ" печатается письмо студента С. Олексеенко, озаглавленное "Агитация... выкручиванием рук": "28 июня, в день открытия XIX партконференции, вечером на Тверском бульваре в Москве собралось несколько сот человек...

Сразу скажем, что со многим в позиции выступавших трудно согласиться. Но если не согласен - выходи на спор, убеждай, доказывай. Вот где простор для реальной, а не бумажной идеологической работы...".

Однако, пишет С. Олексеенко, спорить с ораторами было некому. Зато присутствовали многочисленные отряды милиции и войсковое подразделение с водометной установкой. "Стражи порядка" уводили ораторов и близлежащее отделение милиции. "Разойдитесь!" - вот и все их аргументы...

Август 1988 г., N 32 (409). Из интервью писателя В. Дудинцева корреспонденту "АиФ" С. Пестову: "Я знаю, что вторая партия у нас неприемлема, но, творчески размышляя, я думаю, что она помогла бы вычистить мусор из парткабинетов некоторых функционеров, она была бы очень полезна для здоровья первой. Но большинство из нас еще, по- видимому, не созрело для этого".

Сентябрь 1988 г., N 36 (413). На брифинге для советских и иностранных журналистов начальник Управления информации МИД СССР Г. Герасимов, отвечая на вопрос агентства Рейтер о судебном процессе над Чурбановым, сообщил: "По предварительным оценкам, процесс продлится полтора-два месяца, в его ходе будут опрошены около 200 свидетелей. Вопрос о том, будет ли в качестве свидетеля вызвана Г. Брежнева, пока не решен".

В этом же номере публикуются письма читателей, посвященные подписке. Одно из них - от Ю. Перекопова (НТО "Нефтеавтоматика", Уфа): "Ответственный за подписку на нашем предприятии сообщил, что "АиФ" будут выписывать только по списку, заверенному директором. В него войдут начальники отделов и пропагандисты. Так что "простым смертным" информацию вашего издания можно получать только из уст этих товарищей. Почему же так получается?".

Февраль 1989 г., N 5 (434). "...Общее число жертв сталинизма достигает, по моим подсчетам, цифры примерно в 40 млн. человек" - такой вывод делает историк Р. Медведев в статье "Трагическая статистика".

Июль 1989 г., N 26 (455). Бригада строителей московского СМУ-201 пишет в редакцию "АиФ" об одном из комфортабельных домов для "элиты", который возводится ими по адресу: ул. Сивцев Вражек, 20/22. "Этот роскошный кирпичный дом строит Управление делами ЦК КПСС по нестандартному проекту, с улучшенной планировкой квартир, отделочные материалы не идут ни в какое сравнение с однообразным ширпотребом... В дом буквально встроен детский сад, который предназначен только для "элитарных" детей". Авторы письма задаются вопросом, почему "...партийные работники получают все и сразу, а для простых людей по-прежнему годами ждать очереди на квартиру, соглашаться на любой район Москвы...", и предлагают поставить вопрос перед Управлением делами ЦК КПСС о передаче этого дома многодетным семьям.

Июль 1989 г., N 29 (458). Ленинградский публицист С. "Андреев излагает свою точку зрения на то, что происходит в стране. Его статья озаглавлена "Прогноз, который не должен сбыться". "...Есть немало сил, нацеленных на подрыв перестройки и переход к режиму полного подавления демократических начал в обществе, - пишет С. Андреев. - ...Вероятнее всего они решили идти следующим путем", разжигать недовольство народа конкретными условиями быта, периодически вызывать вспышки ненависти, для выражения которой легче всего использовать мотив национальной неприязни...

Когда мотивы национальной неприязни постепенно перерастут в социальный протест против общественного устройства вообще, против партийных и советских органов... люди самых разных убеждений попросят одного: защиты. Защита к ним может прийти в виде танков на улицах, комендантского часа и подавления всякого свободного волеизъявления...

Либо демократия, либо диктатура - выбора у нас нет, и серединного положения занять не удастся".

Август 1989 г., N 32 (461). В номере публикуется ряд материалов, которые освещают события, происшедшие 50 лет тому назад, - подписание договора о ненападении между СССР и Германией в августе 1939 г.

В сообщении о предварительных выводах комиссии Съезда народных депутатов по политической и правовой оценке договора о ненападении говорится: "...комиссия Съезда, основываясь на тщательном анализе документов того времени и свидетельствах еще живых очевидцев, пришла к однозначному заключению о том, что к пакту СССР и Германии о ненападении прилагался секретный протокол, текст которого идентичен копиям этого документа (на русском и немецком языках), хранящимся в архивах министерства иностранных дел ФРГ". Рядом воспроизводятся фрагменты одного из вариантов секретных протоколов, сопровождавших советско-германские договоры о ненападении и о дружбе и границе.

Смотрите также: