Ситуация на потребительском рынке становится чрезвычайной. Если раньше дефицитом были лишь отдельные, наиболее престижные товары, то сейчас в этот разряд попадает все. Динамика невостребованного спроса только по Москве ежегодно составляет 30 - 40%.
Есть ли выход из создавшегося положения? Об этом наш корреспондент Л. НОВИКОВА беседует с председателем постоянной комиссии Моссовета по потребительскому рынку товаров и услуг Ю. СОЛОМАТИНЫМ.
ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД переход к рыночной экономике. Правительство затягивает решение этого вопроса. Московский Совет народных депутатов разработал и принял на недавно закончившейся сессии несколько документов, направленных на стабилизацию потребительского рынка столицы. Депутатам Моссовета, входящим в соответствующие комиссии, дается поручение совместно с исполкомом подготовить комплекс мер, направленных на реализацию принципов рыночной экономики в городской торговле, транспорте и подведомственных предприятиях местной промышленности. Важнейшая задача - социальная защищенность москвичей в период перехода к рынку. Переходный период предусматривает карточки, московские чеки, которые гарантируют москвичам приобретение основных потребительских товаров по твердым государственным ценам. Кстати, Моссовет объявляет конкурс на лучший проект системы социальной защиты москвичей при переходе к новым принципам организации торговли. Лучшие работы будут опубликованы, а программа будет принята лишь с учетом общественного мнения.
- О "московских", так же как о "таллиннских", "вильнюсских" и других деньгах говорят уже давно, хотя толком трудно понять, что это такое.
- Мы этот вопрос вынесем на вторую сессию, думаю, к тому времени он "созреет". Пока могу объяснить, что подразумевается под термином "московские деньги" или "чеки". Это часть зарплаты, пенсии или стипендии в виде особых чеков, гарантирующая приобретение основных товаров по государственным ценам. Возможно, у нас будут и "российские" деньги.
- Неужели это панацея от всех наших бед?
Конечно, нет. Это лишь часть комплекса мер, одной из задач которого являются децентрализация, разгосударствление и демонополизация потребительского рынка товаров и услуг. Здесь главное то, что мы пытаемся создать такую систему государственной торговли, которая не будет монополистом. Мы предоставляем право магазинам быть полностью самостоятельными, наделив их правами юридического лица, имеющего расчетный счет в банке. Это значит, что они будут получать не только выделенные сверху фонды, но и сами заниматься коммерческой деятельностью, организовывать прямые связи с поставщиками.
- А как сейчас?
- Сейчас магазины находятся на балансах торгов. И, "думается, не все руководители магазинов захотят самостоятельности. Ведь фондируемое снабжение гарантировано и обеспечивает пусть не очень сытую, но спокойную жизнь.
- Нужны ли вообще разного рода "торги", включая Минторг?
- Если все предприятия торговли перейдут на хозяйственную самостоятельность, "конгоры" отомрут сами. Это хорошо понимают наши торговые руководители, не случайно принятые сессией Моссовета документы не появились на страницах московских газет. Сейчас, например, идет спешное переименование розничных торговых объединений "Продтовары" в арендные объединения. Это значит, что коллективы магазинов будут брать свои магазины у них в аренду и опять отчислять прибыль этим объединениям, Мосторгу, Минторгу...
- То есть остается старая феодально-крепостническая система, только под новой вывеской?
- Совершенно верно. Моссовет против этого, и специальным решением депутаты предусмотрели, чтобы аренду, осуществляющуюся на базе старых административных структур, приостановить, прекратив регистрацию уставов этих арендных объединений. Если же магазины идут на полную хозяйственную самостоятельность, то разрешение они могут брать у местных органов Советской власти. Согласно Закону о налогообложении будут отчислять им налоги.
- Где гарантия, что магазины не попадут в руки мафии? Ведь есть дельцы, которые даже ГУМ могут купить.
- По сути, наши магазины уже давно не являются государственными... Надо их обложить налогом, который пойдет местным органам власти. Ведь - сейчас у нас большая градация цен: государственные, кооперативные, договорные, коммерческие. И товары зачастую перетекают туда, где эти цены выше. Давайте же мы легализуем свободные цены и обложим их налогом. Вот и регулятор! Компенсация же будет идти москвичам, в первую очередь малоимущим.
В качестве гарантии мы предусматриваем создание альтернативы государственной системе торговли. Суть ее заключается в том, что продавец является собственником товара, то есть будет предоставлена возможность семьям, отдельным гражданам, трудовым хозяйствам приобретать магазины в частную собственность, выкупать их на коммерческой основе включая конкурсы и аукционы, брать в аренду.
- А сколько может стоить магазин?
- Этот механизм должен быть тщательно проработан за пери од, отпущенный нам между сессиями, и выработаны рекомендации. Цена магазина, который можно будет не только купить, но и взять в аренду, будет зависеть от его месторасположения, состояния здания, от оборудования и т. п.
- А кафе, столовые, закусочные? Это положение относится и к ним?
- Да, и эти предприятия можно также выкупать, брать в аренду и т. д. Причем чем больше их у нас станет, чем выше будет конкуренция, тем ниже будут цены. Это закон рынка.
- Юрий Борисович, в нашей почте немало писем, подобных этому: "Почему вся страна должна снабжать Москву? Ведь Москва стране не дает ничего". Как вы его прокомментируете?
- На сессии мы приняли решение, представленное исполкомом, также направленное на стабилизацию потребительского рынка в столице. Посыл данного письма ошибочный. Промышленность Москвы производит 6,2% товаров народного потребления от их выпуска по стране в целом. При этом для предприятий Москвы и потребительского рынка поступает только 7% станков и оборудования, 2% тканей, 16,6% телевизоров, 20,9% пылесосов и т. п. В то же время сельхозпродукты Москва не производит, хотя до 40% их из города вывозится.
- То есть Москва превратилась во всесоюзный гастроном.
- Похоже. А цены на продукты, особенно овощи, растут. Вот депутаты поддержали инициативу исполкома просить Советы Министров РСФСР и СССР решить вопрос о дополнительном отчислении 12,5% объема продукции, производимой московскими предприятиями союзного и республиканского подчинения, для реализации в Москве. Это создаст какой-то фонд для товарообмена, в основном на продовольствие. Кстати, 10% продукции предприятия будут реализовывать по твердым ценам, произведенные же сверх этого - по договоренности. Кроме того, предусмотрено часть налогов с московских предприятий брать не деньгами, которые сейчас ничего не значат, а продукцией.
- Будут ли все-таки введены визитные карточки для москвичей?
- Да, большинство депутатов проголосовало против их отмены, они вводятся постепенно, начиная с 10 июля.
- А как быть гостям столицы, которых у нас ежедневно более двух миллионов?
- Для них введены индивидуальные нормы отпуска товаров. Кроме того, в воскресенье для всех будет введена свободная торговля.
- Не обострятся ли отношения столицы с другими регионами?
- Думаю, нет. Другим областям передано из фондов Москвы 100 тыс. т мяса, масла и т. д.
- Отменена и выездная торговля?
- Да, с 1 июля. Так решили депутаты. В заключение хочется сказать, что мы, москвичи, делаем первые реальные шаги на трудном пути к рыночной экономике. Но ведь за нами могут последовать и остальные регионы.
Смотрите также:
- В ЭТОМ ГОДУ В ТОРГОВУЮ СЕТЬ РОССИИ НЕДОПОСТАВЛЕНО ТОВАРОВ НА 7 МЛРД. РУБ. На старте рыночных отношений →
- ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Кооператив и цены →
- Ценопляска →