В США НА 1 ТЫС. ЧЕЛОВЕК - 510 АВТОМОБИЛЕЙ, В СССР - 42. Большие проблемы маленького автомобиля

   
   

К "Запорожцу" мы относились немножко пренебрежительно, но покупали. Пусть неказиста машина, зато надежная и, главное, недорогая. С появлением же "Таврии" акции ЗАЗа поднялись. О сегодняшнем дне завода, его проблемах и перспективах наш корреспондент И. МОРЖАРЕТТО беседует с генеральным директором ПО "АвтоЗАЗ" С. КРАВЧУНОМ.

- Степан Иванович, случай с рождением "Таврии" не типичен для нашей системы: завод выпускает базовую модель, которая хорошо продается, коллектив получает премии и никакая конкуренция не грозит... И вдруг вы по собственному желанию создаете совершенно новую машину и даже начинаете серийное производство...

- "Таврия" - ЗАЗ-1102 - первый отечественный переднеприводной автомобиль, - полностью создан нашими заводскими конструкторами. Его разработка завершена еще в 1978 г. Тогда же пытались начать его производство. Согласования продолжались 4 года, в 1982 г. лично Л. Брежнев дал "добро". Было принято постановление ЦК и Совмина, но в первый же год вместо 2,5 млн. руб. подрядчики освоили около 400 тыс. И несмотря на то, что существует специальное решение Политбюро по нашему автомобилю и чуть ли не ежегодно выходили грозные постановления Совмина, Госснаба, Госплана, министерств - строительство идет теми же темпами.

- В чем причины?

- Нет лимитов на строительные материалы, нет мощностей у самих строителей. До сих пор не введены в строй автоагрегатный завод и завод "Автоцветлит", нет термообрубного корпуса. Общее опоздание по строительно-монтажным работам составляет 2,5 года. Так что теоретически нового автомобиля быть не должно.

- Но ведь практически он существует...

- Да, но какой кровью это далось! Два года назад мы все-таки начали выпуск "Таврии". Мы надеялись, что появление нового автомобиля подтолкнет строительство. В итоге на том же конвейере, с которого сходят 100 тысяч автомашин ЗАЗ-968 м, мы ежегодно выпускаем еще 40 тыс. ЗАЗ-1102. Опять же теоретически это невозможно: два совершенно разных автомобиля - на одном конвейере - двойная номенклатура деталей, две переналадки всего оборудования...

- И что же дальше? Ведь нельзя до бесконечности работать в условиях, приближенных к фронтовым?

- Конечно, нельзя. Но если раньше административно-командная система хоть плохо, со скрипом, но работала, то сейчас не работает никакая. Помощи ждать неоткуда, и в этом году мы создали свою ассоциацию по производству автомобилей, использовав потенциал машиностроительных предприятий республики.

Теперь мы видим реальные возможности для увеличения выпуска машин. С головного завода объединения раздадим по другим предприятиям ряд узлов и деталей, которые раньше делали сами, а за счет высвободившихся площадей и рабочих рук надеемся удвоить выпуск машин. Лишь один вопрос мы не смогли решить в рамках ассоциации, но какой! До сих пор не нашли, кто бы производил двигатель. Был проект, по которому силовую установку нам должны были поставлять болгарские машиностроители. Но соглашение "зависло" где-то в Совмине СССР. Мы никак не можем добиться конкретного ответа, а рассмотрение нашего вопроса на Президиуме СМ СССР переносится вот уже 7-й раз. Кроме того, мы просим у правительства кредиты в валюте на приобретение импортного оборудования, необходимого для производства узлов и оборудования. В ответ - тишина. Позиция Совета Министров СССР совершенно непонятна - ведь начни завод производство, и мы вернем эти деньги в год-два, а еще десятки лет будем давать устойчивые доходы.

Сейчас принято решение о создании автомобильного завода в Елабуге. Очень хорошо. Но ведь объекта для производства нет! Бросаемся искать, где купить лицензию, которая стоит несколько миллиардов в валюте. А у нас на заводе в это же время фактически готов к производству новый, пятидверный вариант автомобиля. Причем это полностью новый вариант, на базе которого можно получить целое семейство модификаций. Но производить его негде. Получается редкое явление в нашей промышленности, когда есть объект производства, но нет самого производства. Для того чтобы его наладить, нужен минимум капвложений в валюте...

Однако мне не хотелось бы, чтобы вы приняли нас за нытиков. Завод работает, автомобили выпускаются, и в будущее мы смотрим все-таки с надеждой.

- Степан Иванович, не секрет, что сегодня за "Таврию" на "черном рынке" дают две-три цены. По государственной - она пока доступна рядовому гражданину, но, видимо, в ближайшем будущем, с переходом на рыночные отношения, она значительно поднимется?

- Мы всегда боролись за то, чтобы наш автомобиль был дешевым, чтобы его могла купить молодая семья, к примеру. Не один месяц мне выкручивали руки в Госкомцен, пытаясь навязать высокую цену. Все-таки мы добились, что была установлена - 5 100. При такой стоимости машина остается рентабельной для завода, выгодной для государства и вполне доступной для народа. И в дальнейшем мы будем стараться по возможности держаться на самом нижнем уровне. Однако это наше стремление должно быть поддержано правительством - в установлении разумного налогообложения, отмене ограничения предела рентабельности и т. д. В противном случае, мы вынуждены будем поднять цену, хотя нам это делать совсем не хочется.

Смотрите также: