С 1939 ГОДА НЕ ПОВЫШАЛИСЬ ТАРИФЫ НА ДОСТАВКУ ПЕРИОДИКИ. Три вопроса по телефону

   
   

ТРИ ВОПРОСА ПО ТЕЛЕФОНУ ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА СВЯЗИ СССР Е. МАНЯКИНУ.

Читателя беспокоит повышение цен на периодические издания. Чем оно вызвано? Насколько обоснованно? С 1991 г. существенно повышаются цены на бумагу, типографские работы, оформление подписки и доставку газет и журналов.

Поскольку наибольший удельный вес себестоимости изданий составят отчисления Министерству связи, мы именно туда и обратились.

- Евгений Алексеевич, в чем причина удорожания доставки печатных изданий подписчикам? Почему Министерство связи берет именно 50,6,% от стоимости номинала в действующих ценах 1990 г.?

- Во всем цивилизованном мире издатель сам заботится о распространении продукции, доводя ее до сумки почтальона. И только у нас из-за многолетнего диктата общественных организаций обязанности издателя были взвалены на почту. С 1980 г. мы начали неравную борьбу против дискриминации почтового ведомства, и, кроме окриков, ничего не получили. Цены на экспедирование и доставку остаются стабильными с 1939 г. Мы же ежегодно несем убытки из-за повышения цен на бензин, на авиа- и железнодорожные перевозки. Сейчас, в пору расцвета гласности, на нас обрушилась лавина изданий. Снятие лимита на подписку увеличило вдвое-втрое тиражи. Почта задыхается. И парадокс: чем больше почтальоны работают, тем меньше получают. Людей гипнотизирует цифра 5 миллиардов, которую публицисты вносят в графу ежегодной прибыли министерства. К сожалению, само министерство от этого ничего не имеет. Более того, только проценты погашения ссуд банком составили 3 млрд. руб. Мы не можем улучшать условия труда одной категории за счет другой, которая зарабатывает эти средства. (Значит, за счет подписчиков можно? - И. К.).

Цифра 50,6 от ныне действующего номинала не взята с потолка, это результаты анализа, проведенного недавно независимыми экспертами, а также представителями Госкомтруда, Минфина.

- Кто выиграет в результате повышения тарифов, ибо ясно, что население проиграет?

- Прежде всего самая низкооплачиваемая категория - почтальоны. Я официально подчеркиваю: аппарат в результате повышения ничего иметь не будет. Более того, главная наша задача - строжайшим образом проконтролировать, чтобы средства не распылялись и не застряли на средних этажах.

Что касается интересов населения, то издатели могли бы и не повышать цены на свою продукцию. Скажем, газета "Труд" приносит многие миллионы профсоюзам. Или "Правда". Если партия заинтересована в том, чтобы газету читало как можно больше людей, нужны дотации.

Ведь мы практически дотировали общественные издания в течение десятилетий. Что касается изданий для детей и женщин, государство могло бы взять эту заботу на себя. В конце концов издания для детей, женщин, ветеранов можно освободить от налогов, как это сделано с предприятиями Детского фонда.

И потом не надо думать, что, повысив цены, связисты начнут купаться в деньгах: почти половина средств уйдет на налоги, и дай бог, если каждый почтальон получит 30 - 40- рублевую надбавку.

- Понимают ли в Министерстве связи, что это решение - подножка гласности?

- А не будет ли подножкой, если завтра почтальоны, перестанут работать вообще? В последние пять лет министерство не получало никаких субсидий. Сейчас, в связи с принятием Закона о печати, число изданий значительно увеличится, следовательно, нагрузки возрастут. Мы не можем больше выступать в роли благодетелей. Возьмем только один пример. Воинская почта у нас, как и в других странах, бесплатна для адресата и адресанта. Но не для нас. Сотни людей заняты на сортировке и транспортировке этой почты. Им надо платить. Транспорт, как я уже говорил, нам влетает в копеечку. А мы от Министерства обороны не имеем ни малейшей компенсации. Или бывший Главлит. Мы отбираем им для прочтения зарубежные журналы, сортируем, пересылаем, и все - даром. Таких примеров десятки. И в этих ситуациях мы вынуждены искать выходы сами. Но наши защитные действия, как правило, вызывают негативную реакцию. И мы - под постоянным огнем критики. Скажем, нашумевшая история с поголовной "авианизацией" писем. Министерство выпускало два вида конвертов - с маркой 4 (60%) и 6 копеек (авиа) 40%. При этом отправления никогда особенно тщательно не сортировались, и обычные письма, как правило, отправлялись самолетами. Мы ввели единый стандарт - 5 копеек за марку. В результате этой реформы мы получили... 80 миллионов рублей. Этого не хватило даже на инфляцию.

И в заключение - личное. Политический обозреватель ЦТ Владимир Цветов, проводя параллель между работой наших связистов и японских, сказал, что самоотверженные японские руководители в крайних случаях идут на крайние меры - делают себе харакири.

Если бы мы приняли эту форму, боюсь явление стало бы массовым: за многие годы накопилось столько проблем, что решить их одним махом (или взмахом меча) невозможно.

Беседу вел И. КАБАК

От редакции: Нельзя не сочувствовать почтальонам, но, похоже, деньги могут опять уйти в бюджет и на "прочие расходы". Где гарантия, что через год-другой Минсвязи не понадобятся новые вливания? Где гарантия, что качество работы связистов значительно улучшится? Видимо, пока существует монополизм, будут существовать и проблемы, порожденные им.

Ну а что остается делать журналистам, которых просто-напросто взяли за горло? Единственный выход - повышать цены. Даже "АиФ" с его феноменальным тиражом становится банкротом, рассчитавшись с бюджетом, издателем и ведомствами, диктующими свои условия. Вынужденное повышение цен на издания сократит тиражи, урежет гласность.

Не напоминает ли эта пиковая ситуация недавнюю возню вокруг лимитов на подписку?..

Смотрите также: