НЕДАВНО информационные агентства сообщили, что вот-вот начнется приватизация российской почты. Что произойдет после того, как почтовая связь станет частным предприятием, представить нетрудно. Правда, как считает первый заместитель председателя Государственного комитета по связи и информатизации Борис БУТЕНКО, немедленное акционирование нам не грозит. Идет только разговор о том, может ли почта акционироваться.
У нас 80 регионов. Из них 30 вполне
рентабельны по доходам, а 50 - убыточны. Средний уровень рентабельности "на круг" - 3%. Но не может быть в отдельности почты Владимирской, Ярославской области или Сахалина. Может быть только единая почта России. Если вы отправляете письмо на Сахалин, куда-то в глубинку, оно становится для нас "золотым". Корреспонденция летит самолетом, вертолетом, затем едет к адресату на "перекладных". Почта этого отдаленного края обречена быть убыточной. Но для
гражданина письмо на Сахалин стоит столько же, сколько во Владимир или Балашиху. Конечно, мы компенсируем убытки через систему взаиморасчетов. Государство нам ничего не дает, хотя мы считаем себя "государевой почтой". В 1996 г. перечислили в бюджет 1200 млрд. рублей налогов. От государства должны были получить 100 млрд. поддержки. Но не получили, хотя воинские письма, к примеру, мы доставляем бесплатно. Министерство обороны нам также ничего не платит.
Зарплата почтальона в среднем у нас 800 рублей.
МОЖНО ЛИ ПОЧТУ СДЕЛАТЬ ПРИБЫЛЬНОЙ?
ОТВЕТ на вопрос нужно искать в опыте промышленно развитых стран. Такие прецеденты есть. Ряд государств свою почту акционировали. В отдаленном будущем и российская почта могла бы избрать подобный путь развития.
Сегодняшняя почта в экономическом плане сильно отличается от почты Советского Союза. Тогда тарифы не играли никакой роли: все регулярно получали зарплату и не задумывались, откуда берутся эти деньги.
Сейчас мы стремимся к тому, чтобы каждая
услуга почты была рентабельной. В среднем этот показатель необходимо повысить до 10 - 15%. Иначе как выживать? В то же время тарифы должны остаться такими, чтобы население могло пользоваться услугами почты.
ПОВЫСЯТСЯ ЛИ ТАРИФЫ?
УЖЕ сегодня мы предоставляем гражданам и предприятиям услуги, которые носят коммерческий характер. Например, ускоренная доставка почтовых корреспонденций, видео и факсимильная связь. У нас появились и конкуренты. Но их доля на рынке почтовых услуг пока незначительна. Их должно быть больше. Чем выше конкуренция, тем ниже тарифы.
Мы можем корректировать цены только с учетом инфляции и других изменений в экономике страны. Например, почта напрямую зависит
от железнодорожных тарифов и стоимости авиаперевозок. Если транспортные услуги повышаются, то почта вынуждена поднимать цену за пересылку писем, бандеролей, посылок. Рентабельность будем повышать только за счет оказания новых видов услуг категории "люкс" и коммерческих операций. Традиционные услуги почты, в том числе и по доставке периодических изданий, останутся без изменений. Учреждения почтовой связи в ближайшие годы акционироваться не будут. Всерьез
говорить о приватизации почты можно не раньше 2005 года. Она еще долго будет оставаться "государевой", и беспокоиться о повышении почтовых тарифов нет никаких оснований.