ТАКИЕ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ (07.09.1990)

   
   

В ответ на публикацию материалов о бывшем генерал-майоре КГБ О. КАЛУГИНЕ в редакцию пришло несколько сот писем, в том числе от бывших и ныне действующих сотрудников КГБ СССР. Предлагаем вашему вниманию некоторые из этих откликов. Напоминаем, что выраженная в публикуемых письмах позиция не всегда совпадает с точкой зрения редакции "АиФ".

***

Молчат - значит согласны?

УЖЕ 5 ЛЕТ я являюсь рядовым сотрудником КГБ. В своих выступлениях бывший генерал Калугин говорит о платных осведомителях, регулярно получающих вознаграждения. Органы КГБ действительно привлекают при необходимости внештатных помощников. Но среди тех, кто помогает на добровольной основе, насколько мне известно, никто не делает этого ради вознаграждения.

Теперь в отношении того, приходится ли органам КГБ испытывать какие-либо материальные затруднения. Калугин говорит, что подобных проблем у КГБ никогда не было. Я верю, что у него их не было: он имел персональную машину, роскошный кабинет, спецпаек и многое другое. Но рядовые сотрудники всего этого не имеют. Они работают по 3 - 4 человека в комнате, без ковровых дорожек, кондиционеров и других элементарных вещей.

Мне непонятна позиция руководства КГБ СССР, которое отмалчивается после выхода последних пасквилей своего бывшего генерала. Почему молчат и народные депутаты - сотрудники КГБ?

И. Шавырин, Ленинград.

***

Увольняют... за правду

БЕРУ на себя ответственность утверждать, что все сказанное О. Калугиным соответствует действительности. Отсутствие в деятельности органов КГБ радикальных перемен в условиях перестройки, приверженность руководства старым методам работы, дезинформация общественности о деятельности органов, пресловутая секретность, сокрытие фактов разложения, преследования несогласных, неоправданно раздутые штаты, немотивированное повышение в начале 1990 г. должностных окладов и многие другие негативные явления в системе КГБ привели меня к мысли уволиться из органов, что я и сделал в апреле 1990 г., прослужив почти 7 лет на офицерских должностях оперативного состава. Уволили меня с формулировкой "по служебному несоответствию". На мое несогласие с формулой увольнения мне объяснили: иного не предусмотрено "Положением о прохождении службы".

Пишу об этом не из чувства личной обиды - обижаться мне не на что - свой выбор я сделал сознательно, - а из желания довести до сведения общественности, что Калугин не одинок в своем стремлении добиться перестройки в КГБ.

С. Горюшкин, г. Киреевск, Тульская область.

***

   
   

Товарищ Калугин!

К СОЖАЛЕНИЮ, многое из того, о чем вы столь щедро делитесь на страницах прессы, могло иметь место. Но в условиях однопартийной системы КГБ не мог быть исключением. И не вам, в течение ряда лет непосредственно осуществлявшему руководство в КГБ, этого не знать. Вами выбран наиболее беспроигрышный вариант - заведомое очернительство всех и вся с одновременным "отбеливанием" собственной персоны, спекулирование на искусственно создаваемом ажиотаже вокруг КГБ. Это просто непорядочно и небезопасно для страны.

Не оспаривая ваших профессиональных качеств, хочу констатировать, что вы, к сожалению, не являетесь исключением использовать сложности в стране в корыстных целях.

С профессиональной точки зрения вполне можно допустить мысль о том, что вы предали не сейчас и не КГБ, а Родину. В настоящее же время отрабатываете заданную вам западными спецслужбами линию поведения.

И последнее. Чтобы у вас не возникло искушения обвинить меня в участии в кампании против вашей личности, хочу подчеркнуть: данное письмо по независящим от меня обстоятельствам не увидело свет до всех решений, вас касающихся.

В. Алтухов, майор, старший оперуполномоченный КГБ, Москва.

***

Знаю, что нарушаю устав

В ПРОШЛОМ ГОДУ я направил на I Съезд народных депутатов СССР телеграмму следующего содержания: "Доведенный до отчаяния некоторыми сложившимися в органах КГБ порочными методами, а также желая внести свою лепту в дело построения правового общества, прошу предоставить мне возможность выступить перед депутатами с конкретными предложениями". Но мое обращение так и повисло в воздухе.

А тут вдруг появилось известное выступление генерал-майора О. Калугина. Часть его предложений относительно деятельности КГБ совпадает с выстраданными мной мыслями.

Вот они. Передать органы КГБ в подведомственность местных и центральных Советов. Организовать жесткий депутатский контроль за деятельностью КГБ, начиная с центрального аппарата и вплоть до областных управлений. Провести департизацию. Отменить воинские взаимоотношения, оставив звания номинально (как в системе здравоохранения). Сократить штаты минимум на 50%, перегруппировав подразделения на реальные направления. Часть высвободившихся средств использовать для коренного перевооружения оперативных работников (техника у нас на уровне эпохи царского полковника Зубатова). Провести анонимное анкетирование на популярность всех руководящих работников, начиная с начальников отделений. По результатам опроса сделать оргвыводы. Уволить руководителей, направленных в КГБ из партийного аппарата "для укрепления кадров" (они принесли с собой в среду чекистов атмосферу карьеризма, слепой исполнительности, догматизма и фанатичности).

Т. Ахметов, подполковник, начальник отделения управления КГБ КазССР, Алма-Ата.

***

Виноват бюрократизм

ХОЧУ выразить свое возмущение в связи с заявлением генерала запаса Калугина. Выражаясь словами Ленина, этот человек оказался политической проституткой. Если проанализировать все, что связано с Калугиным, то можно сделать вывод, что в системе подбора и расстановки кадров в КГБ, а также в вопросах политического воспитания имеют место серьезные упущения. О наличии недостатков в кадровой политике говорили и предупреждали имевшие место факты измены Родине со стороны некоторых сотрудников КГБ. Это были первые сигналы будущего кризиса. Изложенные факты говорят: бюрократизм проник в святая святых Советской власти - в органы КГБ.

С. Юлдашев, майор КГБ в отставке.

***

Стрелять в народ мы не будем!

ДУМАЮ, не ошибусь, если скажу: под каждым словом генерал-майора Калугина мог бы подписаться не только я - лейтенант КГБ. Про старших офицеров не скажу, но очень многие рядовые сотрудники советской политической полиции, несущие всю тяжесть неблагодарной работы, с надеждой смотрят на Калугина, Ельцина и Попова.

Кстати, об элитарности. Я бы не стал приравнивать ЦК КПСС к КГБ. У нас очень много людей, которые почти не пользуются закрытыми магазинами. За последние годы сократилось количество выделяемых квартир, автомашин, дачных участков, и распределяются они далеко не по справедливости.

У нас в КГБ есть два полюса: с одной стороны, люди с сытыми лицами, хорошей зарплатой, сидящие в кабинетах и отдающие зачастую никому не нужные приказы, и, с другой стороны, бледные, измученные бессонными ночами, нередко спивающиеся (а иначе как снять стрессы и постоянное напряжение) люди, уже в 30 лет страдающие букетом профессиональных заболеваний, начиная с расширения вен и кончая язвой желудка. Спросите рядового оперативника: кому за реализованное дело оперпроверки достаются награды и повышение в звании, а кого отправляют за это же дело в краткосрочный отпуск с премией в каких-нибудь 50 рублей?

Такие люди, как Калугин, нам необходимы. Ибо реформу в КГБ нельзя доверять тем, кто никогда не сталкивался со специфической работой тайной полиции и кто может привести ее в соответствие со своими дилетантскими представлениями или даже уничтожить вовсе. Это приведет не только к экономическим потерям, но и к росту преступности - мы получим новые, хорошо организованные банды из бывших чекистов.

И в заключение прошу передать вашим читателям: если дело дойдет до кровопролития, мы не будем стрелять в свой народ, а вместе с ним встанем на борьбу за демократию.

Сотрудник оперативного подразделения КГБ, Москва.

Смотрите также: