4 ИЮЛЯ 1979 г. генерал-майор КГБ Олег Данилович Калугин доложил руководству стенограмму своей беседы с заключенным К. Вот ее фрагмент:
О. Д. - Что тебя привело к уголовщине?
К. - Только за дачу надо было 30 тысяч. Срочно продавал один еврей, который собирался в Израиль. А у нас было только 7 тысяч. Надо было скорее достать деньги... Я не знал, что продавать доллары противозаконно...
О. Д. Но, насколько я знаю, ты этой куплей продажей занимался и до 77-го года? Мне, честно говоря, просто не верилось, когда мне сказали, что тебя посадили за уголовное дело, связанное с валютной спекуляцией.
Этот документ О. Д. Калугин не только заверил своей подписью, но и в отдельном отчете о встрече с К. написал:
"Вокруг него появились знакомые из числа армян и евреев, интересовавшиеся его долларами. Постепенно он вовлекся в куплю- продажу антикварных изделий, начал продавать доллары... "То, что меня осудили, - сказал К., - это правильно".
А вот выписка из обвинительного заключения по уголовному делу на К.:
"Установив преступные отношения с МАЛХАСЯНОМ, РАТНОВСКИМ, МАНУКЯНОМ, гражданами Афганистана КВАЙУМИ Абдул Расулом и МУХАМЕДОМ Салимом Али, гражданином Ливана ХАЛАУИ Омаром Ахмадом, гражданином Ирана МОХАМАДЗАДЕ Сараб Спрусом и другими лицами, на протяжении 1967 - 1977 годов в Москве, нарушая правила о валютных операциях, с целью наживы в виде промысла и в крупных размерах занимался спекуляцией валютными ценностями, предметами антиквариата, религиозного культа и промышленными товарами...".
К. и был тот самый "арестованный гражданин, ученый", который, как уверяет нас теперь Калугин, "по сфабрикованному обвинению был осужден на 7 лет и томился в наших лагерях". И сфабриковано дело против К., по словам Калугина, было Комитетом госбезопасности. Однако простое сопоставление подлинных документов с теперешними изречениями Олега Даниловича показывает, что сейчас он лжет.
Зачем эта ложь? Затем же, что и вся остальная ложь, которой пропитано выступление оказавшегося не у дел генерала Калугина. Затем, чтобы у собравшихся в зале "Октябрь", как он говорит, "не закралось сомнение относительно цели" его присутствия там, затем, чтобы они "не подумали", что он "вскочил на подножку "Демократической платформы" из каких-то неблаговидных соображений". За этим он и попытался протащить легенду о себе как о борце за права человека, да еще когда - в разгар застоя, да еще где -в рядах КГБ! Увы, несмотря на то, что Олег Данилович, судя по его словам, опытный разведчик, легенда его не выдержала настоящей проверки.
Со многими положениями выступления Калугина трудно спорить потому, что они бездоказательны, а значит, неопровержимы. Расчет у Олега Даниловича здесь прост: кто хочет - верит, кто не хочет - не верит. Но, полагает он, если бросить на весы генеральскую папаху и тридцать лет выслуги, то скорее всего поверят. А если Олег Данилович лжет, так же как он солгал о сфабрикованном органами госбезопасности деле против ученого К.? "Я знаю" - и все тут, вот его аргумент, а проверить нельзя.
Ну как, действительно, проверишь утверждение о том, что "наши органы государственной безопасности по численности превышают все органы, вместе взятые, Европы, Америки и Азии", если такие сведения все государства держат в секрете и их не знает даже сам Калугин. Или как проверить информацию о том, что в ходе перестройки лишь незначительная часть работников КГБ заняла левые позиции, а "еще большая часть ушла вправо". Социологический опрос провести среди них, что ли? Если Олег Данилович этого не делал, то стоит подумать. А ведь на этой совершенно бездоказательной посылке Калугин строит свой основной вывод о том, что КГБ является противником перестройки, опорой консервативных сил в стране и именно поэтому "мы не можем, если хотим всерьез заняться перестройкой, действовать рука об руку" с этой организацией.
"Но где же были органы КГБ во время событий в Сумгаите, Фрунзе, Тбилиси?! - театрально восклицает Калугин. - ...Почему на первом плане у нас органы МВД и армия, несчастная армия, которая вынуждена бороться с собственным народом?". Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы распознать здесь демагогическую попытку столкнуть органы госбезопасности с органами МВД и Вооруженными Силами, да еще к тому же дезинформировать слушателей или читателей. Но придется все же кое- что пояснить.
Во-первых, и Калугин это прекрасно знает, у КГБ нет сколь-нибудь многочисленных вооруженных формирований для борьбы с массовыми беспорядками. Да и задачи, стоящие перед органами госбезопасности, заключаются вовсе не в том, чтобы демонстрировать силу оружия. Их задача - получить информацию, кто, где и когда готовится совершить то, что совершалось и совершается в Средней Азии и Закавказье, и своевременно передать эту информацию в руководящие органы для принятия соответствующих решений. И эту задачу органы госбезопасности добросовестно выполняли и выполняют*. Более того, когда дело доходит до угрозы человеческим жизням, офицеры КГБ проявляют личное мужество и часто в одиночку дают отпор преступникам и спасают людей. Примеров тому множество.
И, во-вторых, кощунственно и крайне несправедливо говорить о том, что наши Вооруженные Силы борются с собственным народом. Опять же у нас мало и плохо показывают тех, от кого приходится защищать мирное население в Закавказье и Средней Азии.
К весьма неудачной шутке, правда, вызвавшей кое у кого из присутствовавших в зале "Октябрь" смех, можно отнести брошенное вскользь замечание об участии КГБ в борьбе с организованной преступностью. Что там, дескать, ловят фарцовщиков, проституток и самогонщиков. И ни слова о том, что органами госбезопасности государству возвращены десятки миллионов рублей, изъятых у махинаторов с платежными средствами и валютой, предотвращен вывоз художественных ценностей, входящих в категорию национального достояния, приостановлен транзит десятков тонн наркотиков.
Нечем, говорит он, стало заниматься сотрудникам КГБ во времена перестройки. Контрразведка? Зачем, если бывший директор ЦРУ Колби сам официально приезжает в Москву? Уильям Колби действительно не так давно приезжал в Советский Союз, но не как представитель ЦРУ, а как частное лицо для участия в семинаре по вопросам борьбы с международным терроризмом. А у советской контрразведки есть дела и во времена перестройки, гласности и нового мышления. Натиск иностранных разведок вопреки смягчению международной напряженности отнюдь не ослабевает. Только за последние несколько лет контрразведчики разоблачили более тридцати агентов иностранных разведок из числа советских граждан. Ущерб, нанесенный шпионами, был немалый. И это тоже прекрасно известно Калугину, но он посчитал, что ему выгодно об этом умолчать.
Умолчать об этом и о многом другом, что не вписывается в его схему - схему развала органов государственной безопасности. Их сокращения, перекраивания, разделения и т. д., что, кстати, вместо экономии обошлось бы государству в копеечку.
Кстати говоря, в цивилизованных странах, на которые часто ссылается Калугин, в отношении сотрудников спецслужб действуют и цивилизованные законы. В частности, в США за раскрытие принадлежности к разведке грозит тюремное заключение сроком до 10 лет и штраф до 50 тыс. долл. В Англии на сотрудников спецслужб, в том числе бывших, законом наложен обет молчания.
Весьма примечательно, что выступление Калугина в зале "Октябрь" и его интервью некоторым печатным изданиям состоялись в период, когда в Верховном Совете СССР ожидает своей очереди проект закона о Комитете государственной безопасности СССР. В этом законе предполагается совершенно гласно определить правовую основу деятельности органов госбезопасности.
И не будет тогда кривотолков и недомолвок. Не будет и почвы для лжи и спекуляций, к которым прибегнул Калугин.
* Почему же тогда не были предотвращены трагические события, и какие руководящие органы имеет в виду автор, ведь председатель КГБ СССР является членом Политбюро ЦК КПСС. Туда же входят и Президент и Председатель Совета Министров, и министр обороны. Так на кого походя перекладывается ответственность? - Прим. ред.