Варианты Бориса Ельцина

   
   

18 октября в центральных газетах опубликованы "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике", которые Президент СССР М. С. Горбачев направил членам Верховного Совета СССР.

Когда читатели получат этот номер "АиФ", они уже познакомятся с парламентским выступлением Президента, разъясняющим его позицию.

"Пауза затянулась" - такие слова стали звучать в последние дни в кулуарах Верховного Совета Российской Федерации, в рабочих коллективах, семьях. Четко обозначенный срок старта программы экономического развития России и Союза - 1 октября - отодвинулся. Да и сама "программа", как известно, стала видоизменяться, выхолащиваться.

В такой ситуации у многих росло недоумение - почему молчит Б. Н. Ельцин? На первый взгляд, причина очевидна - болезнь. Но в этом мало утешения для тех, кто стоит в очередях за продуктами, кто с тревогой думает о будущем.

16 октября Председатель Верховного Совета Российской Федерации Б. Ельцин выступил перед российскими депутатами. Он дал анализ создавшейся ситуации и предложил три варианта действий российского парламента и правительства.

Предлагаем выдержки из его выступления.

...СИТУАЦИЯ в республике не улучшается. Главная причина - экономическая необеспеченность нашего суверенитета. Не удалось разделить власть с Центром честно и открыто...

Центральные органы стремятся любой ценой сохранить контроль над материально-техническими ресурсами и продовольствием, чтобы продолжать распоряжаться ими. Корпоративный интерес чиновников оказывается выше интересов народов России. Цель саботажа очевидна: создать представление у россиян, что вина за неблагополучное положение в республике лежит на парламенте и правительстве России...

Немало вопросов возникает и о судьбе тех договоренностей, которые были достигнуты у нас на встрече с Президентом Горбачевым. В связи с этим считаю нужным подчеркнуть, что ни я, ни Верховный Совет РСФСР в своих действиях не отступили от договоренностей с Президентом.

Хочу повторить, что готов к конструктивному диалогу, но не в ущерб интересам народов России. Однако все более убеждаюсь в том, что будущие договоренности с Президентом Горбачевым следует конкретизировать и сделать их итоги достоянием гласности.

ЧТО ЖЕ делать?..

Первый вариант. Россия объявляет о неучастии в исполнении программы Президента. Делит бюджет, собственность и все структуры. Осуществляет свою программу "500 дней" независимо. В этом случае придется вводить свою валюту, устанавливать таможни на всех границах республики, организовывать независимую банковскую систему и внешнеэкономическую деятельность. Делить армию и вооружения.

Мы не имеем права выжидать. Лимит времени давно исчерпан. Если проявим нерешительность в такой ситуации, потеряем доверие и уважение избирателей. Какова бы ни была позиция Верховного Совета, Правительства СССР, Россия начнет радикальную экономическую реформу в 1990 г. И пусть не говорят, что это амбиции. Если еще тянуть и откладывать, нечего будет реформировать - экономика просто развалится.

Конечно, это дорогой и сложный вариант.

Сегодня мы отчетливо видим, что Центр добровольно не уступит необходимую долю власти республикам.

Опыт 4 месяцев показал, что нам срочно, возможно на ноябрьском Съезде, нужно создавать эффективно действующие механизмы по защите политического и экономического суверенитета России. Тяжелая ноша, но мы вынуждены идти в этом направлении.

Второй вариант. В его основе - реальная коалиция. Новый кабинет министров (исполнительные союзные структуры) должен формироваться на паритетных началах. Часть кандидатур предлагает Президент, часть - мы, сторонники радикальных реформ.

Этот вариант позволит изменить безнадежно устаревшую структуру союзного правительства. Станет ненужной часть министерств. Деятельность Центра будет более эффективной, способной осуществить радикальную экономическую реформу с учетом сложившихся реальностей (суверенитет республик, новая роль Центра и т. д.).

И, наконец, третий вариант. Если союзным парламентом принимается сегодняшняя бесперспективная программа, то потребуется не более полугода для того, чтобы убедиться в очередной ошибке избранного пути.

Мы все равно будем вновь и вновь предлагать экономические шаги для всего Союза.

Время нам понадобится для того, чтобы развить, насколько это возможно, экономическую реформу и, главное, - максимально защитить народы России от негативных последствий принимаемых Центром решений. Но тогда, с учетом потери времени, необходимо основательно переработать стабилизационную часть программы. За 45 дней, что мы потеряли не по своей вине, ситуация существенно изменилась. В этих условиях необходимо каждый указ, закон Верховного Совета СССР ратифицировать Верховным Советом России, а каждое постановление Совмина - Президиумом Совета Министров РСФСР.

Главная задача социальной политики на это время - удержать падение уровня жизни населения, которое охватило уже почти все слои...

Иначе говоря, когда будет абсолютно ясно, что провалится очередная предлагаемая программа, Российская Федерация должна быть готова к реализации своей программы стабилизации экономики и перехода к рынку, может быть, уже не "500 дней", а столько, сколько нам даст наш народ.

Смотрите также: