100

В БЛИЖАЙШИЕ ПОЛГОДА В РОССИИ ПОЯВИТСЯ СВОЯ ВАЛЮТА. Все хотят чудесного исцеления

В конце прошлого года мы беседовали о будущем с Геннадием БУРБУЛИСОМ, нынешним госсекретарем РСФСР. Новый разговор - о дне сегодняшнем.

- Длительное молчание Бориса Ельцина подтолкнуло многих к мнению, что он выдохся как реформатор. С чем связана "пробуксовка"?

- Многим законный краткосрочный отпуск Президента РСФСР показался несвоевременным. Но надо иметь в виду, он - живой человек, испытывающий невероятные ежедневные нагрузки. Во-вторых, реальная причина двухнедельного отпуска заключалась в том, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию с точки зрения принципиальных стратегических задач и целей Российской Федерации. Считаю, что поставленная задача решена.

- Но что мешало развернуться? Даже по утверждениям Б. Ельцина уже существует законодательная база для проведения реформ?

- Да, мы уже как бы заложили идею хозяйственной самостоятельности, идею экономической свободы. Но заложили ее в неподготовленную среду экономических субъектов, где не обеспечены условия их развития. Наивно говорить об активном предпринимательстве, когда отсутствует четкая и жесткая налоговая инспекция, позволяющая законным образом стимулировать предпринимательство. С другой стороны, при рассогласованной денежной системе в стране говорить о каком-то полноценном формировании нового бизнеса тоже не приходится. Так называемые коммерческие банки во многом эксплуатируют инфляционные и эмиссионные процессы и не являются надежной основой для здоровой экономики. Не может быть плодотворной и аграрная реформа без честного диагноза "работы" колхозов и совхозов, которые сегодня, как гидра, пожирают бесчисленные финансовые вливания, не меняя по существу отношения человека к труду.

- Исходя из всех этих бед, к какому же решению вы пришли?

- Прежде всего - это финансовая реформа. Есть классическая международная практика, связанная с необходимостью либерализации цен как меры очень и очень серьезной по последствиям, но неизбежной по экономическому закону, регулирующему спрос и предложение. Речь идет и о подготовке социально оправданной денежной реформы в целом, учитывая непредсказуемость последствий для России тех шагов, которые сегодня предпринимаются в разных республиках...

Мы бы хотели надеяться, что будет взаимовыгодный результат от экономического договора, который будет подписан 18 октября главами государств. Все республики, вошедшие в сообщество, принимают строго определенные правила игры, убедившись, что это выгодно для всех. Правила игры, которые они обязуются соблюдать.

Но, как это ни печально, анализ показывает, что целый ряд республик откровенно готовится к введению собственной валюты, и тем самым - к осуществлению рублевой экспансии на территорию России: на наши прилавки, на наши склады...

Допустить этого нельзя. Поэтому при всяческой поддержке деятельности межреспубликанских экономических структур Россия не будет находиться в наивно доброжелательном состоянии. Интересы россиян не должны ущемляться.

- Итак, нас ждет официальная либерализация цен и скорее всего - появление нового российского рубля.

- В конечном счете ни один россиянин не будет возражать против полноценной российской валюты. И мы бы хотели, чтобы это был наш рубль и ничто другое.

- Означает ли сказанное вами, что вас ждет вторая "павловская" компенсация повышения цен?

- Мы убедились, что компенсации - это благородно, но технически нереализуемо. Рост цен не соответствует тем небольшим перечислениям, которые осуществляет государство. В нашем же случае все действительно малоимущие слон населения, в том числе пенсионеры, будут взяты под персональную защиту государства. Кроме того, нам не должны быть чужды, может быть, необычные для нас формы в виде целевых бесплатных столовых, в виде каких-то спецмагазинов на гарантированное карточное выделение товаров. Решение этих задач мы не можем оставлять на инициативу разных групп энтузиастов, это предмет серьезной государственной политики.

- А теперь спустимся на землю. Почему проваливается аграрная реформа?

- Нам, наконец, надо ответить на вопрос, может ли россиянин на своих плечах держать нерентабельные сельскохозяйственные коллективы и хозяйства, пожирающие не только денежные ресурсы, но и все остальные: технику, энергоресурсы, все необходимые компоненты сельскохозяйственного производства? Одним словом, в данном направлении установка одна: добиться того, чтобы аграрная реформа создала все предпосылки для реальной конкуренции различных форм хозяйствования на земле - от частного подворья до различного рода ассоциаций и коопераций, включая и традиционные. Но здесь у нас есть очень серьезный оппонент - это воспитанный десятилетиями колхозно-совхозный тип сельскохозяйственных руководителей. Они мастерски научились выбивать из государства бесконечные дотации и льготы, принуждать и эксплуатировать большинство членов своих хозяйств почти в солдатско-феодальном режиме.

- Все это выглядит очень благородно, но где взять силы для реализации? Верить во что-то хорошее становится все труднее.

- Первое условие - это последовательная, стабильная, дееспособная система исполнительной власти по вертикали. Мы соглашаемся и поддерживаем эту принципиальную позицию. Но в политике очень важно еще и реализовать этот принцип вовремя.

Сегодня возникает очень серьезная проблема, связанная с тем, уместно и полезно ли для россиян организовывать сейчас новые выборы в декабре, учитывая всю ту совокупность условий, в которых мы находимся?

Возникает вопрос, выдержат ли россияне новые выборы, а далее - будут ли они содействовать главной цели: создать дееспособную систему власти по вертикали?

Принцип выборности власти верен по существу, но сегодня, наверное, было бы точнее сказать, что эти выборы более уместны и более целесообразны в 1992 году, когда мы смогли бы выйти из полосы трудного и неопределенного состояния. Сегодня есть Президент, которому оказано историческое доверие, есть достаточно четкий, выстраданный большинством экономистов и профессионалов ответ на вопрос, что надо делать. Поэтому необходимо реализовать временный принцип прямого назначения глав администрации, возможность продолжения его по вертикали.

В свое время мы востребовали президентство как форму правления, обеспечивающую полноценную государственность как форму управления Россией, согласованность властей и структур управления. Так давайте доведем до логического завершения этот замысел и давайте наберемся мужества и скажем, что нынешние Советы, созданные в свое время, могут стать серьезным тормозом этих самых радикальных реформ, поскольку и состав их, и предназначение, и способ организации работы во многом не являются оптимальными и эффективными.

Поэтому было бы совершенно справедливо и уместно прислушаться к предложению Президента и одновременно осуществить выборы представительных и исполнительных органов власти в следующем году, с учетом всего того опыта, который мы все вместе выстрадали. Мне бы хотелось, чтобы все заинтересованные силы увидели в этих предложениях прежде всего объективную потребность и ответственность главы государства, который больше, чем кто-либо, заинтересован, чтобы россияне жили лучше.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно