Д. ВОЛКОГОНОВ: "ДУМАТЬ НЕ О СЕБЕ, А О НАРОДЕ И О БУДУЩЕМ". Союз вместо империи

   
   

Во многих выступлениях, в том числе и с самых высших трибун, стало правилом высказывать самые разные, нередко полярные и даже непримиримые мнения. Не исключение и внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. То одна, то другая часть зала разражалась аплодисментами в поддержку того или иного оратора. Но были и выступления, которым аплодировал практически весь зал вне зависимости от политической позиции.

Такое примиряющее, с конкретными предложениями выступление Д. ВОЛКОГОНОВА мы сегодня и предлагаем читателю.*

В ПРОШЛОМ было немало великих империй: Священная Римская, Германская, Австро- Венгерская, Российская. И все мы знаем, что существует определенная закономерность: все империи рано или поздно гибнут, рассыпаются. Вот и после Российской империи была создана еще одна "империя", которая тоже, мы знаем, в конце концов сходит со сцены. Правда, мы не всегда задумываемся над тем, что в Декларации от 30 декабря 1922 г. было записано, что сделан большой шаг к мировой социалистической Советской рее публике, то есть речь шла и о мировой империи.

К счастью, этого не произошло. То было грандиозной утопией. Империи гибнут, но значит ли это, что нам не нужен Союз? Нет, не значит. Никто, ни одна республика не может улететь на другой континент. Мы вынуждены, мы обречены жить рядом всегда, вечно. Нужно сказать, что вековые связи - этнические, культурные, экономические может рвать только безумец. Наконец, мы не можем не учитывать и общемировой тенденции общемировой тенденции к интеграции, именно к интеграции, а не к эгоистической дифференциации.

Мы сегодня говорим о принципах Союзного договора, когда над нами нависли не призрачные, а реальные угрозы. Это - сепаратистские тенденции и межнациональные конфликты: это индифферентность и некомпетентность союзной власти; это - сопротивление деформированной, но живой старой системы; это - слабая готовность к демократической эволюции. И, наконец, - это призрак новой русской смуты.

Нам нужен Союзный договор. Но, подчеркиваю, добровольный и новый.

Первое. Я бы даже сказал: первый принцип. Нам нужно восстановить российскую государственность и все ее атрибуты: от главы государства, полнокровного государства, от Государственного Совета, который еще в 1810 г, был установлен Александром. Как Совета (подчеркиваю) не законодательного, не решающего органа, а как Совета.

Нужно и Верховному Совету дать все те прерогативы, какие положены государству. Решение внутрироссийских национальных государственных проблем может быть осуществлено, мне кажется, до принятия Конституции следующим образом. Выло бы неплохо, если бы мы на Съезде, здесь, сегодня, заявили, что мы признаем и поддерживаем суверенитет всех национальных образований в России, которые уже объявлены, но в рамках единой России, в рамках единой Российской Федерации. Путь может быть только такой. Поэтому первая задача, первый принцип предполагает необходимость формирования Федеративного договора.

Важно всем нам научиться понимать подлинный смысл суверенности, а не только верховенство власти, но вместе с тем и ее новое значение. Это - не только заботиться о собственных интересах, но также и уважать интересы всех других народов и образований.

Второй принцип. Это единство национального и экономического. Нам нужно без спешки и дальше спокойно заключать договора с другими республиками, в том числе и прежде всего, может быть, экономического характера, И на этом пути Российская Федерация уже стоит. Это будет основа будущего всероссийского и всесоюзного рынка.

Нам нужно недвусмысленно заявить всем нашим друзьям, соседним республикам, что сегодня мы не имеем ни к кому никаких территориальных претензий. Ни к кому, ни в коем случае! Но это будет оставаться только до тех пор, пока мы будем вместе. В случае, если бы кто-либо захотел уйти из нашего Союза, этот пункт автоматически прекращает свое действие.

Третий принцип. Это - не субординация, а координация, когда речь идет о подготовке Союзного договора. Выстраивать не субординацию подчинения низших высшим, не иерархию, а координацию. Я думаю, что в Союзе должны прекрасно понимать, что без России никакой Союз невозможен, поэтому для этого необходимо исключительно четко разграничить функции Центра и республики. Нынешний проект, мне кажется, в немалой степени оставляет старую функцию России - функцию резервуара, арсенала, придатка Центра. Поэтому, в принципе одобряя и поддерживая необходимость заключения Союзного договора, мы должны решительно и серьезно поправить его содержание. Главное - резко сократить количество директивных функций Центра, свести их, главным образом, к координации, усилиям сотрудничества. Здесь много говорили об армии. Я думаю, нужно обязательно еще раз подчеркнуть: нам нужно сохранить союзную армию. Если Россия первая заявит о создании своей, российской армии, то это будет конец Союза. Но во все времена истории (мысленно обратимся в прошлое) в России армия всегда была двух уровней: государственная армия и дружины, различные формирования князей, казачество и тому подобное. И поэтому не исключено, что в будущем можно будет рассмотреть вопрос о создании, наряду с союзной армией, русской, российской, национальной гвардии, которая, по существу, выполняла бы функции мобилизационной подготовки войск. И не нужно держать специальную, а именно, подчеркиваю, на мобилизационной основе армию.

Кажется, сегодня затрудняет подписание Договора чрезмерная концентрация власти в руках Президента. Сейчас есть опасность того, что глава государства может начать сползать, помимо своей воли, на позиции тоталитарности. Власти всегда было много, нужно только умело пользоваться ею. Власть ржавеет от неиспользования, если не пользуются ею, а не от того, что ее мало или много.

Я сегодня вспоминаю Константина Паустовского, замечательного нашего российского писателя, который говорил о том, что страна во времена расцвета рождает много певцов и героев, во времена упадка - пыль и много начальства. Сегодня речь идет о создании все новых и новых структур. Это все структурные перемены. Функционально ничего не меняется. Поэтому мне представляется, что не нужно смотреть на наши проблемы так, что их, мол, можно решить только путем какой-то революции. Как тут не вспомнить нашего замечательного философа Николая Бердяева. Революции всегда неудачны. Удачных революций не бывает. А ведь именно то, что называли перестройкой, кстати, это слово только один Президент сегодня повторяет, пытались назвать революцией. И вот здесь как раз и лежит один из глубочайших корней сегодняшних неудач. Дело в том, что социальная методология всегда предполагает разрушение чего-либо с одновременным созиданием нового. А мы по-прежнему решили: сначала все разрушить и только потом приступить к созиданию. Это оборачивается тем, что мы видим сегодня. История давно доказала, что с помощью социальных революций невозможно решать кардинальные проблемы. Подготовка нового Союзного договора должна вести не к усилению конфронтации, а к гражданскому и национальному миру. Сегодня же мы - дрейфующее общество.

Наличие широкого спектра политических взглядов на Съезде - явление нормальное, но плохо, когда идет стенка на стенку. - Если также пойдет стенка на стенку и все наше общество - мы оставим после себя один пепел.

Поэтому я считаю сегодня особенно важным, наряду с правым и левым крылом, иметь в парламенте сильный либерально-демократический центр. Это очень важно. У нас есть исторические шансы. Я уверен, я - оптимист, что мы решим экономические, национальные, социальные и другие проблемы. Но очень важно сегодня думать не о себе, а прежде всего о народе и о будущем. Суд людей - призрачен, а суд истории - вечен.

P. S. Не знаем, совпала ли оценка этого выступления Д. Волкогонова народными депутатами с мнением военного руководства. Но, как известно, за одно из предыдущих его выступлений ему, генерал-полковнику, начальнику Института военной истории, было предложено покинуть свой пост. В принципе не держась ни за какие посты и тяготея к научной работе, он тем не менее отказался подчиниться.

___

* Публикуется о, некоторыми сокращениями.

Смотрите также: