Из доклада Президента СССР на IV Съезде народных депутатов СССР
САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ сейчас для преодоления кризиса - восстановить в стране порядок. Это упирается в вопрос о власти. Будут твердая власть, дисциплина, контроль за исполнением решений, тогда сумеем наладить и нормальное продовольственное снабжение, накинуть аркан на преступников, остановить межнациональную вражду.
* * *
По новой структуре Президент, являющийся главой государства, будет непосредственно руководить Кабинетом министров, объединять и координировать деятельность всех высших союзных органов власти и управления. Таким образом будет преодолено рассредоточение сил, параллелизм, который имеет сейчас место, ужесточен контроль, усилена персональная ответственность должностных лиц за порученное дело.
И важно, чтобы рядом с ним работал вице-президент, имеющий свои постоянные обязанности и одновременно выполняющий конкретные поручения Президента.
Исполнительным аппаратом президентской власти станет Кабинет министров во главе с премьер-министром. В него войдут руководители министерств и ведомств, ведающие теми сферами управления, которые будут закреплены за Союзом в соответствии с распределением полномочий между ним и республиками.
На Президенте лежит ответственность за безопасность страны. Выполнение этих функций и диктует необходимость иметь специальный орган в виде Совета безопасности при Президенте. Он призван обеспечивать внешнюю и внутреннюю безопасность страны в их неразрывном единстве.
* * *
Опыт убедил нас в том, что важно не только принимать правильные законы и постановления, но и добиваться их неукоснительного проведения в жизнь. Эхо потребовало создания Контрольной палаты СССР Верховного Совета СССР и включения в систему президентской власти Высшей государственной инспекции. Хотя у каждой из них - специфические функции, есть между ними и общее. Это - звенья контрольной системы, призванной в сотрудничестве с республиканскими властями следить за исполнением государственных актов, за действенностью законов и президентских указов.
* * *
Новая роль, отводится в системе президентской власти Совету Федерации. Этот шаг связан с преобразованием нашего государства в Союз суверенных республик.
Совет Федерации своими авторитетными рекомендациями поможет предупреждать споры и находить справедливые и разумные решения. Разумеется, это не означает подмены таких органов правового государства, каким является Комитет конституционного надзора, - в будущем это может быть Конституционный суд, - вся судебная система, роль которых, как мне представляется, в условиях дальнейшей демократизации общества будет возрастать.
Изменение функций и характера работы предполагает основательное обновление кадрового состава союзных органов и аппарата. Но, естественно, это должно делаться не механически, а взвешенно, при сохранении преемственности. Это должны быть люди, уже завоевавшие авторитет как твердые сторонники политики перестройки, ее активные участники. Они должны быть компетентными, способными в этот критический момент нашего развития на практике решать проблемы преодоления кризиса.
* * *
Я вношу на рассмотрение Съезда предложение - провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался "за" или "против" Союза суверенных государств на федеративной основе. Результат референдума в каждой республике и явится окончательным вердиктом. Что касается выхода из СССР, то он может быть осуществлен только на основе соответствующего закона, при обязательном учете всех аспектов этого сложного политического и социально-экономического процесса.
* * *
При Президенте создаются специальные структуры по борьбе с организованной преступностью. Нужны жесткие меры, и мы на них пойдем.
* * *
В целях гарантированного поступления сельскохозяйственной продукции в государственные фонды и усиления стимулов ее производителей признано целесообразным ввести на 1991 год госзаказ для всех землевладельцев и землепользователей, ведущих товарное производство. Объемы таких поставок не должны превышать 60 процентов среднегодовых закупок за последние 5 лет. Оплата будет производиться в этом случае по государственным закупочным ценам. Вся оставшаяся после выполнения обязательных поставок продукция свободно реализуется на потребительском рынке.
В 1991 году должны быть введены в строй новые мощности пищевой и перерабатывающей промышленности, что позволит увеличить выпуск продукции примерно на 5 - 6 миллиардов рублей. Значительная их часть должна быть введена уже в первые три-четыре месяца следующего года. Это позволит увеличить поставки продовольствия в розничную торговую сеть дополнительно на 3 миллиарда рублей. Правительства республик, исполкомы Советов до 15 января должны заключить договоры на государственные закупки по контрактации с хозяйствами всех видов.
* * *
Указом Президента республиканским и местным органам будет рекомендовано предоставлять дополнительные земельные угодья всем, владельцам личных подсобных хозяйств, которые этого пожелают. Подготовлен и отправлен на согласование с республиками Указ об удовлетворении просьб граждан, желающих заниматься садоводством и огородничеством. По подсчетам, для этого понадобится до 5 миллионов га земли. Дано указание разработать и провести в жизнь систему льгот и стимулирования для крестьянских и личных подсобных хозяйств.
* * *
До сих пор не утверждены план и бюджет на 1991 год. Причина - несогласованность действий, наличие противоречащих друг другу законов, принятых в последнее время союзными и республиканскими органами. В связи с этим мною были даны поручения о подготовке временного соглашения по экономическим вопросам между республиками на 1991 год.
* * *
Сейчас создан союзно-республиканский валютный комитет, чтобы регулировать проблемы межреспубликанских и межотраслевых отношений по валюте. Для нас самым трудным в этом отношении будет 1991 год. Пик платежей по займам и кредитам пришелся как раз на этот год. Уже в 1992 году платежи уменьшаются ровно в два раза. Проведены переговоры с руководством ряда стран о выделении кредитов. Позавчера в Риме совещание глав государств и правительств стран Европейского сообщества одобрило план кредитного, технического и иного содействия Советскому Союзу в поддержку наших экономических реформ, в том числе о срочных поставках продовольствия на протяжении всего 1991 года, часть из них - безвозмездно.
* * *
На материальную поддержку наших граждан с низкими доходами в 1991 году будут направлены средства в размере более 65 миллиардов рублей. В будущем году расходы на социально-культурные цели только за счет государства возрастают более чем на 30 процентов - на столько же, на сколько они возросли в предыдущие 15 лет вместе взятые.
Смотрите также:
- ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. СОЦИАЛИЗМ. ИСХОДЯ ИЗ ИНТЕРЕСОВ НАРОДА →
- ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН. ПРОТИВ НАЖИВЫ ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ →
- ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ (часть 1) →