15 ЯНВАРЯ ИСТЕКАЕТ УЛЬТИМАТУМ ООН ИРАКУ. Кризис в Персидском заливе: наши доходы и потери

   
   

Последовавший за вторжением Ирака в Кувейт резкий рост цен на нефть на мировом рынке дал довод думать, что Советский Союз получит от этого значительный экономический выигрыш. При этом называются цифры от 5 - 6 до 10 млрд. долл. в год. Так ли это?

НАШИ ДОХОДЫ

Возьмем за точку отсчета уровень цен на нефть до вторжения Ирака в Кувейт. 1 августа цена на близкую советским экспортным смесям ближневосточную нефть равнялась 17,9 долл. за баррель, а 30 октября - уже 30,8 долл. Сохранение цен на этом уровне до конца 1990 г. сделало среднюю за август - декабрь цену дубайской нефти 29,3 долл./барр. Это означает, что при сохранении советского экспорта нефти в капиталистические страны на уровне 1989 г. (44,6 млн. т) СССР получит за пять месяцев 1990 г. дополнительную выручку порядка 1,5 млрд. долл.

Учитывая также рост цен на нефтепродукты. Советский Союз меняет получить в 1990 г. дополнительную выручку от продажи нефти и нефтепродуктов еще до 3 млрд. долл.

Но получит ли наша страна эти деньги? Думается, что нет. Основная причина этого - сокращение экспортных поставок нефти и нефтепродуктов в силу тяжелой ситуации, сложившейся в нефтедобыче СССР. По данным Госкомстата, за первые 9 месяцев 1990 г. добыча нефти в стране по сравнению с 1989 г. сократилась на 23,5 млн. т.

Более того, впервые за послевоенное время Советский Союз вышел на мировой нефтяной рынок в качестве покупателя. По неофициальным данным, было закуплено за рубежом 400-500 тыс. т бензина, что обошлось стране в 150-200 млн. долл. Тем самым часть дополнительных экспортных доходов страны, вызванных ростом цен на нефть, пошла на финансирование импорта нефтепродуктов.

Биржевая паника, вызванная вторжением Ирака в Кувейт, привела и к росту цен на золото примерно на 30 долл. за тройскую унцию. При наших объемах торговли золотом (по западным оценкам, 296 т в 1989 г.) сохранение цен на этом уровне может принести стране до конца 1990 г. дополнительную выручку в 125 млн. долл., которая, правда, уже "съедена" упоминавшейся выше закупкой бензина

НАШИ ПОТЕРИ

Советские специалисты приводят самые разные оценки экономических последствий для СССР прекращения, в соответствии с решением ООН, торгово-экономических отношений с Кувейтом и Ираком: от 0,9 млрд. долл. в год до 6- 7 млрд. долл. Какая же из этих цифр верна?

По данным стокгольмского института СИПРИ, за 1980-1989 гг. СССР поставил оружия Багдаду на 13,25 млрд. долл. С учетом того, что в 1980-1982 гг., когда Ирак напал на Иран и вел войну на его территории, поставки прерывались, среднегодовой объем продажи советского оружия Багдаду можно оценить в 1,7-1,9 млрд. долл. Прекратив с августа 1990 г. эти поставки. СССР может недополучить до конца года 0,7- 0,8 млрд. долл. (по другим данным - до 1,25 млрд. долл.).

Объем советского "гражданского" экспорта в Ирак в 1989г. оценивается в суммах от 107,9 до 255,4 млн. руб. По этой статье прямой ущерб СССР от конфликта в заливе может составить до конца 1990 г. от 45 до 105 млн. руб.

Советский импорт из Ирака в 1989 г. Госкомстат оценил в 975,9 млн. руб., 99,6% которого составили поставки нефти. Вся импортируемая из Ирака в СССР нефть полностью реэкспортируется: в Индию, Болгарию, Румынию и Югославию.

Советский экспорт в Кувейт в 1989 г. составил 117,4 млн. руб. при почти нулевом импорте. Утратив этот рынок сбыта, СССР недополучил за август - декабрь примерно 80 млн. долл. Неменьший ущерб СССР понес от прекращения финансово- экономического сотрудничества с Кувейтом. Начало ему было положено в 1987 г., когда кувейтские банки участвовали в предоставлении Советскому Союзу займа в размере 150 млн. долл. В мае 1990 г. было подписано соглашение с Кувейтом о предоставлении Внешэкономбанку кредита в 300 млн. долл. на 7 лет. Кувейт также брал на себя обязательства субсидировать развитие нефтедобычи СССР в ряде новых труднодоступных районов Сибири и Арктической зоны, оказать другую помощь.

Таким образом, общая сумма недополученных СССР средств в результате ирако-кувейтского конфликта составит в 1990 г. 1,9-2,1 млрд. долл.

Дополнительные доходы все еще превышают общую сумму недополученных страной средств. В 1990 г. это сальдо будет значительно меньше 1 млрд. долл. при учете максимальной суммы возможного "выигрыша" от 0,5 до 1,15 млрд. долл.

А. КОНОПЛЯНИК, кандидат экономических наук.

Смотрите также: