В своих письмах читатели спрашивают о мировой практике прямого президентского правления, о том, насколько оно бывает эффективно. В ближайших номерах мы опубликуем серию статей на эту тему. Сегодня предлагаем вам материал рассказывающий о соответствующем опыте, накопленном Индией.
ПРАВО ВВЕСТИ в том или ином штате президентское правление входит в блок чрезвычайных полномочий главы государства. Он также может особой прокламацией ввести чрезвычайное положение на всей территории страны или в отдельных штатах, если вследствие войны, внешней агрессии или вооруженного восстания возникает угроза безопасности Индии.
Президентское правление вводится, если, но мнению президента, создалась ситуация, делающая конституционный. механизм власти того или иного штата несостоятельным, - например, в случае неспособности сформировать новое правительство после ухода в отставку прежнего в результате поражения в законодательном собрании. Конституция также предусматривает возможность введения президентского правления в случае, если какой-либо штат не подчинится распоряжениям центра и откажется проводить их в жизнь в порядке осуществления им исполнительной власти. Данное конституционное положение, однако, практически не используется.
В случае введения президентского правления в том или ином штате глава государства может принять на себя все или некоторые полномочия исполнительной власти штата или любого ее органа и передать полномочия законодательной власти штата центральному парламенту.
Прокламация о введении президентского правления должна быть представлена на рассмотрение обеих палат парламента и прекращает свое действие спустя 2 месяца, если до истечения этого срока она не была одобрена резолюциями обеих палат парламента. Прокламация о введении президентского правления прекращает свое действие по истечении 6 месяцев со дня ее одобрения парламентом, который может продлевать ее действие на следующий 6- месячный период с таким расчетом, чтобы общий срок президентского правления не превышал 3 лет. Как свидетельствует развитие событий в штате Пенджаб, в чрезвычайных обстоятельствах в качестве исключения возможно продление президентского правления сверх указанного трехгодичного срока.
Согласно принятой в 1978 г. 44 и поправке к конституции прокламация о введении президентского правления может быть оспорена в судебном порядке на том основании, что она была "издана в недобросовестных целях", или что "причины, лежащие в основе прокламации, не имели разумной связи с убеждениями президента". До сих пор, однако, ни одна такая прокламация не была оспорена в судах.
Как показывает практика, президентское правление обычно имело реальный эффект тогда, когда оно использовалось как относительно краткосрочная, переходная мера. В то же время в индийской печати не раз отмечалось, что президентское правление в штатах вводится слишком часто, что имеет место злоупотребление центром в использовании института президентского правления в интересах партии, находящейся у власти на союзном уровне.
Смотрите также:
- Конституция: Пройдет ли первая поправка? →
- ТОЛЬКО ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ "АиФ" (16.01.1991) →
- Политреформа: Что делать Кремлю? →