С марта 1990 г. в Конституцию СССР введен новый термин "президентское правление", а что это такое?
С. Марков, Москва
С этим вопросом наш корреспондент А. ВОРОБЬЕВ, обратился к члену-корреспонденту АН СССР, директору Института философии и права Уральского отделения Академии наук СССР С. АЛЕКСЕЕВУ.
- Видите ли, пока это еще тот "черный ящик", который уже все видят, но никто не знает, что внутри. Да и само президентство у нас еще молодо. Ясно одно: президентское правление должно строго основываться на Конституции, но вот законодательство о президентском правлении до сих пор не принято.
Президентское правление должно осуществляться в соответствии с принципами правового государства (а также, как сказано в Конституции, при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики). Оно не должно быть ступенькой к диктаторскому тоталитарному режиму. Я думаю, что президентское правление должно быть гибким рычагом государственного управления в критической ситуации. В этом случае президентское правление предусматривает установление прямой президентской власти и введение особых мер, связанных главным образом с прямым и безусловным подчинением Президенту исполнительных полномочных органов.
Президентское правление, как предусмотрено Конституцией, должно вводиться временно, и на определенной территории, и, на мой взгляд, только тогда, когда возникает реальная угроза такого распада государственно-правовых образований и крушение действующего правопорядка. Президентское правление необходимо для восстановления и поддержания правового порядка, с целью обеспечения безопасности граждан.
- В чем отличие президентского правления от диктатуры?
- На мой взгляд, главное здесь - это утверждение в качестве незыблемых (даже и в условиях президентского правления) фундаментальных прав и свобод человека и их судебной защиты. Я думаю, что диктаторский или тоталитарный режим невозможен, если в обществе утверждаются защищенные судом неотъемлемые международно признанные права человека.
- Могут ли применяться при президентском правлении войска и боевая техника?
- Если дойдет до того, что политические методы исчерпаны и без такого аргумента обойтись невозможно, то участие Вооруженных Сил должно основываться строго на законе, в котором должны быть указаны их права и обязанности.
- Кто вправе отменить президентское правление?
- Вероятно, до истечения срока введения президентского правления, когда необходимость в нем отпала, это может сделать сам Президент.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Вопрос остается открытым - возможно ли президентское правление при отсутствии каких-либо законов, регламентирующих его?