Кристиан де БУАССЬЕ, профессор Парижского университета: Предпринятые в Советском Союзе шаги в области финансов могут оказать лишь ограниченное антиинфляционное воздействие. Это недостаточный шаг. Он должен сопровождаться дополнительными мерами: принудительными займами, развитием рынка капиталов и, разумеется, одновременным стимулированием производства товаров широкого потребления и услуг. Без этого денежную реформу в СССР ждет та же участь, что и частичную денежную реформу во Франции в 1948 г. Тогда во Франции "тоже были изъяты из обращения самые крупные купюры достоинством в 5 тысяч "старых" франков. Реформа 1948 г. во Франции не достигла своей цели, потому что не сопровождалась другими мерами по оздоровлению экономики, в отличие от реформ подобного рода, предпринятых в то же время в ФРГ и Бельгии.
Джордж СЕЛ ДЖИН, профессор университета штата Джорджия (США): По словам советских лидеров, нынешняя реформа является попыткой борьбы с дельцами теневой экономики и спекулянтами. Меры против "черного рынка" выглядят совершенно непоследовательными, так как "черный рынок" - это начало частного предпринимательства. Когда правительство преследует спекулянтов, оно в действительности не собирается проводить реформу по приватизации экономики, так как спекулянт - человек, пытающийся заниматься собственным бизнесом.
Рудигер ДОРНБУШ, профессор экономики Массачусетского технологического института (США): Опыт Федеративной Республики Германии в 40-х гг. свидетельствует о том, что объявление недействительными существующих денег и эмиссия новых денег ~ это наилучшее решение проблемы избыточной денежной массы в Советском Союзе сегодня. Во время второй мировой войны и сразу после нее в Германии быстрыми темпами шла денежная эмиссия, и к 1947 г. неотваренная масса денег составляла по меньшей мере 400% В ответ на это власти списали повсеместно денежные излишки, не делая различия между разными типами держателей денег. Однако эта мера сопровождалась серией других реформ, в том числе: широкой налоговой реформой, которая предполагала снижение прямых налогов, а это привело к 5-кратному увеличению налоговых поступлений за 1,5 года; конституционным запретом на бюджетные дефициты, что помогло свести бюджет с активом к 1949 г.; отказом от регулирования в валютно-финансовой и кредитно-денежной областях; либерализацией цен и зарплаты. Следствием этих реформ явилось то, что объем производства за 3 года удвоился и в 1950 - 1959 гг. ВНП Германии увеличивался на 7,5% в год.
Питер ХЕСС, сотрудник отдела экономического анализа Европейской экономической комиссии ООН: Ближайшая цель реформы должна состоять в том, чтобы предприятие не обращалось постоянно за деньгами к государству, а приступило к самофинансированию посредством займов у банков по общемировым процентным ставкам. Если предприятия будут и дальше финансироваться через бюджет или госбанк, то не исключено повторение ситуации, которая предшествовала нынешнему изъятию части денег.
Витор КОНШТАНСИУ, консультант Португальского банка: Желаемый эффект в плане борьбы с теневой экономикой достигнут не будет. Законы этой сферы деятельности таковы, что через несколько месяцев все возвратится на прежние места. Единственный путь борьбы с этим явлением - установление единых для всех рыночных цен. И госпредприятие, и кооператор должны быть поставлены в равные условия.
Хартвиг МАЙЕР, управляющий Федерального объединения немецких банков: В развивающихся странах, где инфляция достигает иногда несколько сот процентов, применяется, как правило, система индексации. Если рост цен, скажем, составил в месяц 10%, то и зарплата работающих повышается примерно на столько же или чуть меньше. Тем самым удается избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Однако такое возможно лишь в условиях действительно рыночной экономики.
Смотрите также:
- МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Кредиты дали. А что толку? →
- ГОРЯЧАЯ ТЕМА. Как избежать гиперинфляции →
- А КАК У НИХ? Банки - в руки акционеров →