БОЛЕЕ 80% НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА - ЗА РЫНОК. Только вместе!

   
   

Наш корреспондент И. КАБАК встретился в Алма-Ате с Президентом Казахской ССР НУРСУЛТАНОМ НАЗАРБАЕВЫМ.

- Нурсултан Абишевич, только что подписан договор Казахстана с Украиной. Это еще один шаг к Союзному договору?

- Мы понимаем, что без Союзного договора нам не обойтись. Если кто-то говорит, что республики могут выжить в сложившейся в стране ситуации поодиночке, - это политиканство! Только вместе! Только при общей валюте, общем экономическом пространстве: ведь кооперация в стране достигла 70%. И не мы виноваты, что так исковеркана структура экономики в регионах. Крупные республики - Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан могли бы стать инициаторами и гарантами сохранения Союза. Разумеется, обновленного Союза суверенных государств. Кстати, так сформулировал первым сам М. С. Горбачев.

Мы предложили Президенту СССР возглавить эту мощную группу и подходили к нему с этим вместе с Б. Н. Ельциным. Однако вокруг инициативы начались спекуляции: мол, мы желаем создать чуть ли не второй центр. Тогда появилось обращение Верховного Совета Казахской ССР, где четко прозвучали наши предложения.

- Как относится центр к договорам между республиками?

- 1991 год по вине союзного правительства мы встретили без бюджета. Нас заставили подписать временное соглашение. Опять возвращаемся к жесткой централизации, к диктату центра? Мы - против!

К экономическим соглашениям между республиками в центре отнеслись сначала, я бы сказал, легкомысленно, хотя опять же сам центр призывал нас к горизонтальным связям. Но когда увидели, что мы дошли до прокатного стана, до сортамента металла, до определения партнеров едва ли не каждой фабрики, сказали: "Да-а-а!". Почему мы действительно не можем создавать СП с Россией, Украиной, Белоруссией без диктующего посредничества центра?

16 февраля прошло заседание Совета Федерации. На повестке дня было два вопроса: общие подходы к ценообразованию и проект закона о Кабинете министров. По первому вопросу мы высказались, а второй не стали обсуждать, потому что Кабинет министров нужно формировать под функции, а ведь пока неясно, что передадут суверенные республики в функции центра. Мы советовались, проводили консультации вне зала заседания.

Тут же нас упрекнули в том, что мы не так действуем: куда-то поехали, где-то договаривались. Лучше бы, мол, каждый обсуждал в отдельности.

А почему мы должны обсуждать так, как кому-то хочется? К чему чуть ли не слежка? Мне это не нравится.

- В общем, центр вас не любит. И, видимо, расценивает поведение лидеров "больших республик" как бунт на корабле. А вы любите центр?

- Мы не скрываем критического отношения к центру. Чего тут скрывать? Мы совместно противостоим возвращению к былому диктату, потому что по отдельности нас задавят. Контакты крупных республик - это альтернатива диктату центра. И потом, если вспомнить историю, СССР начинался с союза четырех республик. Потом присоединились другие.

- Говоря о диктаторстве, вы кого-то имеете в виду? Горбачева?

- В сегодняшней ситуации, скажу откровенно, Горбачев как человек не поведет нас к диктатуре. Его характер, склад не ориентированы на это. Уверен, что он привержен к демократическим преобразованиям и реформе в экономике. Но сейчас вокруг него группируются силы, которые подталкивают его на какие-то жесткие методы. Те, кто его ориентировал по-другому, как видим, уходят. Приходят другие, которые мыслят иначе.

- Видимо, не без участия этих неведомых сил создаются комитеты национального спасения...

- Я их не приемлю, когда есть законно избранные правительства. Я думаю, что их создание в Прибалтике - это инсинуации каких-то структур центра. Нельзя же нас считать за дураков: никакой начальник гарнизона и даже командующий округом не может вводить танки в города по собственной инициативе либо по просьбе анонимов.

Конечно, это была команда сверху, и лучше было бы, если б тот, кто дал команду, честно сказал: да, я взял на себя ответственность, чтобы избежать кровопролития. Но прямого ответа не было, как и в тбилисских событиях.

Мы, крупные республики, без которых Союза быть не может, являемся противовесом диктатуре.

- Как вы расцениваете выступление Б. Ельцина по телевидению?

- И у нас есть претензии к главе нашего государства. Я об этом четко сказал на IV Съезде народных депутатов и стою за содержание этого своего выступления. Но ставить сейчас вопрос о том, чтобы отправить в отставку каким-то способом конституционно избранного главу нашего государства, когда мы входим в большой кризис, начинаем переходить на рыночную экономику, идут переговоры по новому Союзному договору, - затевать это просто неприемлемо.

Я к Борису Николаевичу отношусь с уважением. Он конституционно избран главой крупнейшей республики. А с Россией мы связаны исторически.

С уважением отношусь еще и потому, что он защищает суверенитет России, законы, которые принимает парламент РСФСР, твердо отстаивает интересы республики перед центром.

Но я не увидел конструктивы в выступлении Бориса Николаевича Ельцина. Что же он предлагает? Возглавить страну Совету Федерации, которому конституцией не даны такие полномочия, - это раз. Во-вторых, не будет руководителя государства, не будет в общем-то центра. Он что, предлагает всем республикам войти в Российскую империю? Это тоже для республики неприемлемо. Поэтому я считаю, в этой части его выступление в Казахстане не может быть поддержано.

А вообще хочется сказать, и, думаю, выражу мнение многих, что политические раздоры уже порядком всем надоели, и особенно нас возмущает дефицит ответственности за судьбу страны, когда общий язык не могут найти крупные политические руководители. Видимо, пора здесь остановиться и перевести все силы на улучшение жизни людей и восстановление отсутствующего порядка. Есть казахская мудрость: "Когда дерутся верблюды, погибают мухи".

- Вам известна первая реакция М. С. Горбачева на выступление Ельцина?

- Он звонил мне и был, как мне кажется, удручен.

- Нурсултан Абишевич, Казахстан сейчас, видимо, не без оснований считается одной из самых стабильных республик. За счет чего?

- Приведу несколько цифр. За 5 лет национальный доход возрос в 1,4 раза. На потребление израсходовано 86% национального дохода (79% - в прошлой пятилетке). На социальную сферу - на 6 млрд. рублей больше, чем в предыдущей пятилетке. Построено больше жилья, больниц, школ. Производство товаров народного потребления возросло в полтора раза, мяса - на 27%, молока - на 16%). Среднегодовой прирост зерна 22%. Налицо рост производства продукции. И в то же время полки магазинов - пустые. В чем дело? Правительство страны допустило бесконтрольный рост денежных доходов населения. 75% покупателей рассуждают по-житейски: покупай сегодня, завтра и этого не будет. Вот почему мы вынуждены вводить талонную систему.

Повышены закупочные цены, надо было одновременно повышать и розничные. Мы поставили вопрос перед М. С. Горбачевым и В. С. Павловым так: повышение цен на продовольствие должно быть на 100% компенсировано населению.

- Судя по всему, люди вам верят. Но ведь далеко не все зависит от вас, от республики... Есть и Президент СССР, и правительство... Есть наконец военные, которые давно и прочно обосновались на просторах Казахстана.

- Действительно, пока не все зависит от нас. Республики приняли декларацию о суверенитете. И это реальность жизни, а не амбиции отдельных руководителей. Надо, чтобы это наконец поняло правительство страны и работало в интересах республик. Тогда возникнет взаимопонимание. А пока... Даже бартерные сделки предприятиям запретили.

С военными стараемся находить общий язык. Широкое народное движение, работа парламентариев, правительства дает ощутимые результаты. Нас стали слушать. О полигоне уже многое сказано. А что дает Казахстану космодром Байконур? 30 с лишним лет он был закрыт для республики. Суверенный Казахстан такое положение не устраивает. Мы достигли с военными договоренности о том, что космодром поможет нам двойным увеличением телефонной связи, обеспечением телетрансляций в республике со специального спутника. Готовятся к полетам казахские космонавты. Открывается Институт космических исследований АН Казахской ССР. Космодром будет открыт для посещения казахстанцами. Разумеется, мы будем контролировать экологические вопросы, связанные с Байконуром. Так что определенный прогресс есть.

- Стало известно, что при Президенте Казахской ССР создан Высший экономический совет. Большой интерес вызвало сообщение об участии в нем видных экономистов Григория Явлинского (РСФСР), доктора Чан Ян Бэнга, профессора Акселя Лейонхувуда (США). Чем вызвано привлечение людей со стороны?

- Работа Совета в первую очередь связана с переходом к рынку, а вопросы продвижения, разработки программ рыночной экономики требуют очень квалифицированного подхода во всех отношениях. Совет должен разрабатывать и способствовать внедрению механизма развития рыночных отношений в республике, проводить экспертизу законов, организовать обучение кадров. А для этого нужны люди, знающие рынок не только по учебникам. Но это не значит, что мы будем все переносить с Запада один к одному.

- Рынок немыслим без новых форм собственности, без приватизации. А Казахстан считается достаточно консервативной республикой.

- Между прочим, более 80% населения "консервативной" республики высказалось за рынок.

Первое, о чем спрашивают, как будет проходить приватизация? Представляют, что придет человек с толстым карманом и начнет выкупать госпредприятия. Нет, объясняем мы, ни в коем случае. Работающим на этом предприятии людям часть собственности будет предоставляться бесплатно. Остальное - за счет средств предприятия, ссуд. Речь идет о приватизации мелких предприятий, мастерских, булочных, магазинов, ресторанов.

Приватизацией будет заниматься Комитет государственного имущества, поэтому справедливость должна быть соблюдена.

- Казахстан - многонациональная республика. Есть ли проблемы в межнациональных отношениях?

- Проблемы эти не решаются враз. В своей декларации мы записали, что все люди, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, партийности - равны. Это международное право, и мы будем свято его соблюдать.

Смотрите также: