ЕСЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО политических последствий шахтерской забастовки мнения как-то разделяются, то по поводу экономических - точка зрения едина: забастовка шахтеров убийственна для экономики страны. Но странное дело! Энергетики при этом молчат, хотя, казалось бы, именно им надо бить тревогу, ведь почти 80% добытого угля потребляется на нужды энергетики, и только 20% с небольшим - в металлургии. Но как раз здесь-то и зарыта "экономическая собака".
На производство кокса в последние годы потребляется около 200 млн. т угля, добываемого прежде всего в Кузбассе, Донбассе, Карагандинском и Воркутинском бассейнах. Кокс используется для получения чугуна, перерабатываемого в сталь. Технология доменной металлургии имеет историю в несколько тысячелетий, но мало кто знает во всей полноте, какие экологические последствия "подарила" человечеству эта технология. Прежде всего до XVIII- XIX вв. на нужды металлургии были сожжены фантастические запасы самого лучшего леса в Англии, Франции, Германии, России (в Центральном районе и на Урале). Именно "облысение" Земли потребовало перейти к более дорогостоящей разработке подземных запасов каменного угля.
Но вместе с тем научно-техническая революция, порожденная промышленным бумом XIX века, стала, образно говоря, "могильщиком " традиционной технологии. В металлургии это выразилось в разработке электрометаллургической технологии, при которой не требуется кокс Но вот парадокс истории. Создана электрометаллургия в СССР, а широчайшее применение получила в Японии. Германии, других странах Почему? Западные компании в условиях рыночной экономики под давлением дефицита сырья были вынуждены развивать эффективное, экологически щадящее производство металла.
А у нас в СССР такого давления не было.
Государство-монополист, обладающее неисчерпаемыми ресурсами сырья, могло неограниченно расширять угледобычу, строить все новые мастодонты, не обращая внимания на то, что гибнет поверхность Земли и ее недра, понижается уровень грунтовых вод, выжигается кислород из воздуха, происходят другие, возможно необратимые, процессы.
И вот теперь, когда политическая система выпустила из рук дубинку, шахтеры создали те самые экономические условия, при которых металлургам не остается ничего иного, как в рекордно короткие срони от слов о техническом перевооружении перейти к делу.
Но если назревает переход от металлургии на основе коксовой технологии к электрометаллургии, то где взять энергию для ее развития? Строить еще электростанции? Нет, нет и нет! Дело в том, что на добычу коксующегося угля расходуется огромное количество электроэнергии, полученной от сжигания менее калорийных углей, которые при нашем изобилии не годятся для коксования. Как показали расчеты, по многим шахтам Донбасса на добычу, обогащение и перевозку одной тонны угля затрачивалось до 100 и даже 200 кВт-ч электроэнергии.
Прекращая добычу сотен миллионов тонн угля на коксование, мы высвобождаем десятки миллиардов киловатт-часов энергии.
Г. ГАЛУЦКИЙ, горный инженер, кандидат экономических наук
Смотрите также:
- ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ →
- ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. НТР и ее социальные последствия →
- АЛЖИР. ПО ПУТИ ПРОГРЕССА И СОЗИДАНИЯ →