СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. "Перестройка" графа Витте

   
   

Нынешняя перестройка - далеко не первая в истории нашей страны попытка развернуть жесткую централизованную государственную систему лицом к рынку и демократии. Нынешнее время часто сравнивают то с нэпом, то с периодом 50-60-х годов. Однако если не ограничиваться рамками советской истории, то можно прийти к такому выводу: первые в текущем столетии попытки реформ, цели которых и сегодня выглядят весьма актуально, предпринимались еще до революции.

ОДНИМ из наиболее значительных реформаторов на стыке XIX -XX веков выступил граф Сергей Юльевич Витте (министр финансов царского правительства в 1892 - 1903 гг., глава правительства в 1905 - 1906 гг.). Начиная в 90-х гг. свой "пакет реформ", Витте, по его собственным словам, ставил целью дать России "такое же промышленное совершеннолетие, в какое уже вступают Соединенные Штаты Северной Америки".

Показательно, что при Витте лозунг "догнать и перегнать Америку" имел намного больше смысла, чем в более поздние времена. Россия переживала промышленный подъем, чему способствовало крупномасштабное железнодорожное строительство. Наша страна имела сильную банковскую и налоговую системы, конвертируемый рубль, была сравнительно хорошо включена в мировые хозяйственные связи.

"ВИНОВЕН В РАСПРОДАЖЕ РОССИИ"

Однако проведение серьезных ЭКОНОМИЧЕСКИХ реформ даже в этих благоприятных условиях должно было неизбежно натолкнуться на сопротивление царской "командно-административной системы" - высших сановников, управляющих "казенных" военных заводов, генералитета армии и охранки и т. п. Опорой таких структур был весьма сильный государственный сектор в экономике, на долю которого приходилось около 30% всех земель, 70% железных дорог, 100% военных заводов.

Более подробна эта тема освещена в книге автора "Вехи отечественной истории", выходящей в свет в конце 1991 г. в издательстве "Международные отношения".

Еще одной особенностью было практически полное отсутствие частной собственности на землю у крестьян. Поэтому тогдашняя приватизация проходила по специфическому сценарию. Так, земли 50 тысяч разорившихся после отмены крепостного права помещиков скупили не крестьяне, а 143 крупных "номенклатурных" сановника" которые затем сдавали эти земли крестьянской общине.

Будучи не в силах сломать закостеневшие общественные структуры, Витте стал искать обходные пути. Так, "продвигая" индустриализацию, он санкционировал включение в правления частных железных дорог, банков, страховых обществ, крупных экспортных торговых товариществ своего рода "свадебных генералов" - сановников, получавших большие деньги за такие должности.

Но, пожалуй, самым главным элементом программы Витте стала попытка опереться на иностранную финансово-технологическую помощь. В 1899 г Витте изложил свой обширный план пересмотра принципов расходования средств, получаемых Россией из-за рубежа. Ранее (с 1888 г.) царская казна активно брала на Западе "чистые" займы, которые незамедлительно растаскивались "привилегированными российскими ведомствами - царским двором, армией, охранкой, военной промышленностью и т. п. Вместо этого Витте предложил политику прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и региональные банки (например, в Русско-Азиатский на Дальнем Востоке).

Для реализации такой политики, указывал Витте, необходимо создать соответствующие юридические и экономические условия: в частности, снизить таможенные пошлины на иностранную технологию, урезать права военного ведомства на "закрытые для иностранцев зоны", а главное - разрешить иностранным компаниям и банкам покупать в частную собственность недвижимость, т. е. здания и землю, как гарантию за вложенные капиталы.

Именно эти предложения, в конечном итоге, предопределили судьбу и самого Витте, и его реформ. Почти вся царская "номенклатура" (особенно генералитет армии) выступила категорически против столь "рискованных" начинаний. Сановники в Государственном совете при царе обрушились на Витте с обвинениями в стремлении "распродать Россию".

Царь попытался пойти на компромисс, разрешив продажу недвижимости иностранцам за пределами "военно-стратегических районов". Однако в целом предложения Витте были, по сути, провалены, а их автора царь в конечном итоге отправил в отставку.

ИДЕИ ВИТТЕ И БОЛЬШЕВИКИ

Полезно вспомнить, что при нэпе большевики вернулись к целому ряду принципов реформ Витте: конвертируемости рубля, привлечению иностранных займов и прямых инвестиций, причем с правом приобретения недвижимости в концессию, и др. У Витте и творцов нэпа оказались даже общие экономические советники. В частности, идеи конвертируемости советского червонца разрабатывал Н. Кутлер, ставший одним из основателей Госбанка СССР (при Витте он был директором департамента российского министерства финансов).

Так же, как и Витте, Ленин и большевики после революции возлагали большие надежды на технологическое сотрудничество с США. Так, при конфискации иностранной собственности на территории бывшей Российской империи в 1918 г. было сделано исключение для собственности американских компаний "Зингер", "Вестингауз" и некоторых других. Позднее Совнарком вел переговоры с крупными американскими промышленниками - например, о разработке нефти на Сахалине и горнорудных концессиях на Урале.

Широко известен повышенный интерес Ленина к Арманду Хаммеру. Но мало кто помнит сегодня о том, что Ленин через Литвинова передавал правительству США такое политическое предложение: в обмен на промышленное сотрудничество предоставить США в аренду военно- морскую базу на Камчатке (что-то вроде варианта с базой Гуантанамо на Кубе). Однако идеологические противоречия помешали тогда правительству США серьезно рассмотреть это предложение.

Творцы нэпа, как и ранее Витте, по-видимому, недооценили имперские традиции и консерватизм мышления своего окружения. История, увы, повторяется...

В. СИРОТКИН, профессор Дипломатической академии МИД СССР

Смотрите также: