ВОПРОС этот может показаться странным и даже неприличным. И тем не менее все имеет свою цену. Цена политического деятеля, хозяйственного руководителя определяется тем, что принес его курс стране, республике, области, насколько они стали богаче или беднее. Известно, например, что инициаторы антиалкогольной кампании нанесли только непосредственного ущерба бюджету на 40 млрд. рублей, а совокупные потери - в несколько раз больше.
Вместе с программой "ускорения" они подорвали стабильность денежного обращения в стране. И тем не менее все это прошлое. Будущее страны и у нас и за рубежом связывается с программой стабилизации, разрабатываемой правительством России. Под эту программу, по словам министра внешнеэкономических связей республики В. Ярошенко, имеются предложения на 55 млрд. долл. в форме иностранных кредитов и прямых капиталовложений.
Предложения есть, но вот их реализация во многом зависит от хода реформ, от действия сил, им противодействующих.
ЗАКОН НЕ УКАЗ
За несколько месяцев до российского партийного съезда мне пришлось встретиться с московским представителем одного из крупнейших банков мира. Обсуждали проблемы сотрудничества Восток-Запад, его перспективы. В ответ на мои сомнения по поводу слишком робких, на мой взгляд, шагов западного бизнеса по освоению советского рынка, мой собеседник ответил: "Кто может гарантировать наши вложения?". Действительно, соответствующих законов у нас пока нет. Но тем не менее тогда, до съезда, такие оценки казались уж очень осторожными. А вот теперь... Теперь начинаешь понимать, что банкир смотрел дальше. Законы об иностранных инвестициях пока в работе. Но даже если они будут приняты, где гарантия того, что на очередном форуме под аплодисменты "рабочих и колхозников" вновь не победит лозунг "реагировать надо не по закону, а по существу"?
Именно его не только провозгласил, но и проводил в жизнь бывший первый секретарь Краснодарского крайкома, ликвидировавший в крае более 300 кооперативов.
В банковском мире есть правило: если должник не возвращает кредит, то виноват прежде всего кредитор, который не предусмотрел всех обстоятельств при заключении сделки. Так что вряд ли стоит обижаться на то, что наши западные партнеры проявляют осторожность, когда к власти приходят опасные для свободного предпринимательства лидеры, ведь капиталисты вкладывают деньги, и их право оговаривать те или иные условия, так же, как наше - принять их или нет.
С этим трудно не согласиться, но есть и другая точка зрения.
Анализируя итоги встречи глав стран ЕЭС в Дублине, которая, одобрив в принципе оказание помощи СССР, отложила ее практическое осуществление? связав это с дальнейшим проведением реформ, газета "Правда" провозгласила: "Помощь? Да! Но без условий".
Такой подход, на наш взгляд, представляет собой пример худшего варианта имперского мышления прошлого. Именно оно помешало в свое время нашему сближению с МВФ, МБРР, ГАТТ, другими международными организациями, когда из-за надуманных политических амбиций терялся экономический здравый смысл.
В конце "мая с. г. были подписаны учредительные документы о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Ожидается, что в начале следующего года банк начнет практическую деятельность, направленную на помощь в проведении реформ в восточноевропейских странах, включая и СССР. В капитале банка вместе со странами - членами СЭВ и Югославией объединились 34 государства Запада. Создание банка представляет собой фактически первый созидательный шаг на пути строительства общеевропейского дома. До этого усилия стран концентрировались на разрушении нагромождений прошлого. Если в идею вкладываются деньги, то это значит, что она воспринимается серьезно. А деньги, надо сказать, немалые. Капитал банка определен в 12 млрд. долл.
МНОГОПАРТИЙНОСТЬ И РЫНОК
Известно, что Советский Союз, вступая в ЕБРР, принял условия первой статьи устава, в которой, в частности, говорится о приверженности стран к многопартийной демократии, плюрализму и к рыночной экономике. Были приняты и добровольные обязательства в течение трех лет ограничить размер кредитов, получаемых от банка, размером своего взноса в капитал.
Но является ли условие многопартийности, демократии и рынка унизительным политическим диктатом? Ни в коем случае. Рынок может нормально развиваться только в условиях многопартийной системы, при наличии различных форм собственности. Ведь каждый из участников рынка должен быть надежно защищен, в том числе и на политическом уровне. Невозможно ликвидировать экономический монополизм, сохраняя его в политике. Сохранение того и другого ведет к застою. Об этом свидетельствует вся наша история. С монополией на принятие решений мы не только не сможем обеспечить рационального использования финансовых средств, но создаем опасность для всего мира.
Другой момент - экономическая реформа. Посмотрим здраво: правительственная программа весьма холодно встречена в парламенте, не нашла поддержки у многих ведущих ученых страны. Некоторые ее пункты уже отвергнуты рядом республик. Шахтеры, представляющие наиболее организованную силу, требуют отставки правительства, которое не только потеряло контроль над ситуацией, но и необдуманными шагами способствовало ее дестабилизации. За эту отставку недвусмысленно высказался и Борис Ельцин. Новые финансовые ресурсы из-за рубежа должны поступать в новые экономические структуры. Их пока нет. Более того, усиливается угроза их созданию.
Конечно, хорошо, что Горбачев и Ельцин подали друг другу руки во имя реформирования страны, но вот возник Полозков. Невозможно требовать у иностранных банкиров, чтобы те давали кредиты под Полозкова, как под Горбачева.
Ведь если последнего поддерживает весь мир, благодарный ему за ликвидацию угрозы войны, то Полозков и за границами нашей страны считается фигурой одиозной, выступающей против частного предпринимательства и тем более иностранного.
По некоторым оценкам, вокруг советских границ ходит около 350 млрд. долл. свободных средств, могущих быть вложенными в нашу экономику при наличии благоприятных условий. Они могут существенно помочь в преобразовании страны. Но пока существует угроза контрперестройки, они к нам не пойдут.
Что же делать? Рецепт уже выписан избранниками народа: реализовать принятое Съездом народных депутатов России постановление "О механизме народовластия в РСФСР", принять и реализовать Декрет о власти. Тогда партия Полозкова станет одной из многих.
Б. СЕРГЕЕВ, кандидат экономических наук.