На вопросы "АиФ" отвечает председатель Национального банка ПНР В. БАКА
КОРР. Тов. Бака, как вы оцениваете результаты первого этапа реформы?
БАКА. Оценивать уже достигнутые результаты реформы можно с разных точек зрения. Беспристрастный экономист, лишенный эмоций, безусловно, отметил бы, что мы достигли неплохих средних результатов. Например, Польше удалось выйти из того тяжелого положения, в котором она оказалась в начале 80-х годов. Темпы роста производства, а также национального дохода в стране сегодня на 4 - 5% выше, чем в годы кризиса. Следует также заметить, что эти результаты достигнуты в условиях, когда рабочее время сократилось на 13 - 14%, а рост поставок сырья уменьшился на 2%.
Сделаны существенные шаги к достижению рыночного равновесия.
Многое мы сделали и для стабилизации своего внешнего долга, хотя в результате роста процентов и девальвации доллара он возрастает примерно на 3 млрд. долл. в год. Сегодня его общая сумма составляет 36 млрд. долл. Но она могла быть и больше, если бы за 7 последних лет мы не выплатили 15 млрд. долл., что было сделано в рамках реформы. Напомню, что в конце 70-х гг. наш импорт был на 2 - 3 млрд. долл. выше, чем экспорт. А в последние годы мы покупаем на 1 - 1,4 млрд. долл. меньше, чем продаем.
Есть, конечно, у нас еще нерешенные проблемы. Первая из них - это жилищное строительство. Можно сказать, что в этой области у нас наблюдается застой. Вторая проблема, которую мы пока не в состоянии решить, - это инфляция. Правда, был момент, когда мы думали, что дело может сдвинуться с мертвой точки: в 1984 г. уровень инфляции составил 15% против 25% в 1983 г. Но сейчас ее уровень опять составляет около 25%.
И все-таки экономические результаты реформы я бы оценил как хорошие.
Достижения реформы можно рассматривать и с точки зрения того, как, с какой эффективностью мы используем имеющиеся в нашем распоряжении возможности. И тут, надо сказать, мы не всегда оказываемся на высоте. Лучше всего эти возможности реализуются мелкими предприятиями, которые непосредственно связаны с рынком.
Наиболее сложно оценить ход реформы с точки зрения того, что ожидает от нее общество. Реформа создает лишь условия, а реализовать их должны люди. Однако, к сожалению, люди порой все еще предпочитают, как это было не раз в прошлом, занимать выжидательную позицию: мол, поглядим сначала, так ли уж хороша эта реформа и вправду ли она несет нам обилие товаров и высокую зарплату.
Но в том-то и дело, что при таком отношении к реформе она не сможет оправдать подобных ожиданий. И тогда, как это и бывало раньше, у людей возникает ощущение, что реформа не удалась.
Этот замкнутый круг необходимо разорвать. Нынешняя реформа призвана это сделать. Но нам здесь нужны большая решительность и последовательность. Именно эти особенности должны отличать второй этап нашей реформы. Мы хотим полнее применять принцип, согласно которому разрешенным является все, что не запрещено. Такой подход к делу развяжет инициативу людей, повысит их заинтересованность в реформе.
КОРР. Расскажите, пожалуйста, о первоочередных задачах, которые предстоит решить в ходе второго этапа реформы.
БАКА. Одними из важнейших задач реформы являются укрепление национальной валюты - злотого, перестройка системы цен и доходов населения. Каким именно образом мы будем их решать, станет ясно после консультаций с обществом. Сейчас могу лишь сказать о тех мерах, которые предусмотрены в проекте программы реализации второго этапа реформы.
Так, перестройка системы цен будет связана с дальнейшим ростом стоимости некоторых товаров, а также топлива и энергии, с тем чтобы их цена правильно отражала затраты на их производство. Это, конечно, неблагоприятно отразится на уровне жизни населения, что, разумеется, учтено правительством. Оно предусматривает компенсацию роста розничных цен на основные потребительские товары, в том числе на главные продукты, энергию, квартплату.
Отрицательным последствиям повышения цен и снижению реальных доходов люди могут противопоставить также лучший труд, социалистическую предприимчивость, условия для которых создаются.
Оплата труда будет тесно увязана с результатами труда конкретного человека и предприятия в целом. Предполагается пересмотреть правила налогообложения личных доходов. Мы намерены также реформировать банковскую систему. Например, предусматривается создание коммерческих банков, действующих на принципах самофинансирования и конкуренции.
Очень важным направлением реализации второго этапа реформы является также перестройка аппарата управления народным хозяйством. Значительный шаг в этом направлении нами уже сделан. Так, создано крупное Министерство промышленности, которое объединяет производственные силы ряда бывших центральных ведомств. По такому же принципу создано новое Министерство транспорта, флота, связи. И так далее. Таким образом, вся организационная структура управления становится соответствующей новым принципам хозяйствования.
Меняется не только структура управления, но и методы руководства. Упор делается на дальнейшую децентрализацию, полное введение хозрасчета, расширение прав предприятий и местных органов власти. Министерства теперь сосредоточат усилия на разработке стратегических концепций развития, планировании на ближайший и долгосрочный период, но не будут вмешиваться в практическую деятельность предприятий.
Отныне вместо 1500 предприятий, имеющих особо важное значение для национальной экономики и подчинявшихся непосредственно министерствам, останется лишь 300 - 400. Остальные будут подчиняться местным народным советам, смогут избирать директоров и развивать самоуправление. Предусматривается также значительное сокращение центрального административного аппарата.
КОРР. С какими трудностями, по вашему мнению, может столкнуться реформа?
БАКА. Перечисление их займет много времени. Я хотел бы остановиться лишь на проблемах идеологического характера, как наиболее важных. Я думаю, что именно о них надо в первую очередь говорить открыто. Иначе нам не удастся осуществить задуманное.
Так, например, нам предстоит уже в самом ближайшем будущем решить такой вопрос, как толкование права на труд, отношение к нему. До сих пор дело обстояло так, что занятость работника не зависела от того, с какими результатами работало предприятие или каковы результаты работы самого работника. И даже если эти результаты оставляют желать много лучшего, уволить работника, закрыть предприятие не позволял закон о труде. Реформа должна поставить все на свои места, включить экономические рычаги. А это предполагает, что закон о труде должен прежде всего рассматриваться с точки зрения экономической целесообразности и общественных интересов.
Право на труд - это прежде всего право на реализацию своих собственных возможностей, право участвовать в обеспечении общественных интересов. Тот, кто не реализует этого права в полной мере, разумеется, если нет на то веских причин, не может рассчитывать, что общество обеспечит полную реализацию его потребностей.
Другой важный вопрос - это как относиться к дифференциации доходов. Ведь сегодня люди как к должному относятся, например, к крупному выигрышу в лотерею или к высоким заработкам некоторых выдающихся деятелей культуры и искусства. Однако людям трудно примириться с тем, что получать будет больше кто-то из тех, кто работает рядом, на том же предприятии. Сломать этот стереотип уравниловки пока не удается.
Серьезной проблемой является также и новое понимание целей и задач центрального планирования.
КОРР. А есть ли у реформы противники?
БАКА. У реформы, разумеется, в Польше многочисленных противников нет. Теоретически. Практически же ее не хотят те, кто привык работать и удобно жить при прежней распорядительно-распределительной системе и в условиях центрального управления всем, чем только можно. И именно против них - явных и скрытых "тормозов", пытающихся остановить набирающий скорость поезд, как и против едущих в нем всех мастей "зайцев", - будет направлен предстоящий референдум.
КОРР. Каких результатов вы ожидаете от референдума?
БАКА. Людям будет предложено ответить на два вопроса. Один из них касается дальнейшей демократизации политической и общественной жизни. Второй предлагает выразить свое отношение к темпам реформы, к программе полной ее реализации, которая предполагает в будущем ощутимое улучшение жизни общества, но прежде требует от него готовности пройти через двух-трехлетний тяжелый период.
Думаю, что люди сделают верный выбор, действительно отвечающий их собственным интересам и интересам всего польского общества.