В США на тысячу жителей приходится 510 автомобилей, в СССР - 42. "ИЖ": задержка на старте

   
   

Конечно же, среди автомобилей на улицах Ижевска преобладают - с маркой ИЖ. В этом году их семейство пополнилось совершенно новой моделью - ИЖ-2126 Всего выпущено их 150. Это вместо обещанных 5 тысяч...

РЕАЛЬНАЯ история возникновения автозавода в Ижевске несколько отличается от официальной. Как за десять лет до того перед Хрущевым встала жилищная проблема, так в середине 60-х вдохновленный Брежнев решил резко увеличить производство автомобилей. Был подписан контракт с "Фиатом" на строительство завода в Тольятти, срочно реконструировались ЗАЗ и МЗМА (АЗЛК)... Помощь в автомобилизации страны предложила и французская фирма "Рено". Но где разместить производство? Вдруг встал секретарь ЦК Д. Ф. Устинов, будущий маршал и министр обороны, и предложил кандидатуру не из Минавтопрома, а Ижевского машиностроительного завода, относящегося к системе Миноборонпрома. Не объявляя новой комсомольской стройки и не требуя больших капвложений, он обещал наладить производство малолитражных автомобилей за год и слово свое сдержал. В конце 1966 г. Ижмаш дал стране первый автомобиль "Москвич-408". Он был собран из деталей, приведенных со всех концов страны и мира, в заброшенном корпусе с символическим названием "Прогресс". Первый же автомобиль действительно собственного производства сошел с конвейера автозавода в 1970 г. Всего же за 25 лет страна получила почти 5 млн. машин "Москвич-408", "Москвич-412" и их модификаций из Ижевска. И хотя ко дню сегодняшнему они давно представляют в автомобилестроении день вчерашний - по-прежнему любимы и покупаемы советским потребителем. Затраты же на ремонт техники по мере ее старения все более растут и скоро превысят расходы на организацию выпуска нового автомобиля.

А. КОНДРАШКИН, заместитель главного конструктора:

- Двадцать лет назад мы создали первый образец переднеприводного автомобиля, он и сейчас выглядит вполне современно. "Не надо, бесперспективное направление", - сказали нам. 15 лет назад - вездеход класса "4х4", и снова - "машина без будущего". "Нива" появилась позже...

Нынешнюю модель, ИЖ-2126, мы тоже начали разрабатывать в середине 70-х годов. Первые опытные образцы были готовы еще в 1980 г., в 1984-м успешно прошли все государственные испытания, выдержав конкуренцию со многими известными иномарками. Согласно постановлению Совета Министров СССР N 3 от 2 января 1986 г., выпуск новой модели должен был быть начат в 1990 году (5 тыс. шт.) и достигнуть 180 тыс. машин в год.

О. СОБИН, генеральный директор ПО "Ижмаш" (автозавод - одно из подразделений объединения):

- Согласно постановлению Совмина СССР, на производство нового автомобиля должны работать 9 предприятий оборонного комплекса. Два из них "вышли из игры" после начала конверсии, на шести строительство новых объектов началось со значительным опозданием. Однако остальные министерства и ведомства, обязанные принять участие в производстве, не делают вообще ничего.

Тут бы нам нужна помощь союзного правительства. К сожалению, новый Кабинет министров, хотя и состоит целиком из людей, входивших раньше в Совмин, обязательства прежнего правительства выполнять не спешит. А это ставит нас в крайне тяжелое положение, ведь мы всегда финансировались централизованно. Теперь Внешэкономбанк СССР отказывается оплачивать счета на заказанное ранее для нас оборудование. Только для ПО "Ижмаш" в 1990 г. не поступила половина всего запланированного оборудования на сумму 25 млн. руб.

Нам говорят - закончилось время централизованного управления экономикой, давайте, делайте свой новый автомобиль сами. Мы подсчитали - для этого нам только в 1991 г. понадобится 355 млн. руб., а расчетная прибыль завода - 240 млн. И если государство нам не поможет - останемся банкротами. А на автозаводе работают почти 15 тыс. человек. Но даже не в этом суть - наши потребители не получат ни нового, ни старого автомобиля, так как оснастка и старое оборудование через несколько лет полностью выйдут из строя.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Ситуация, сложившаяся сегодня на "Ижмаше", на первый взгляд, кажется тупиковой. Совершенно понятна позиция завода, из которого десятилетиями государство получало прибыль (для справки: на строительство и оснащение было затрачено около 370 млн. руб.; за время эксплуатации только в виде налога с оборота государство получило свыше 10 млрд.), а сегодня отказывается финансировать, хотя окупаемость составит около 2,5 лет. Понятно, что правительство тоже находится в непростом положении и вынуждено тратить валюту на закупки продовольствия. Но нельзя же на полпути бросать дело! Невозможно допустить, чтобы каждое новое правительство автоматически списывало долги прежнего...

Так что слово за Кабинетом министров. Но пока на все обращения заводчан - вплоть до президента и премьер- министра - ответа нет.

Смотрите также: