Мы существуем в жанре социалистического абсурда. А виноват телефон

   
   

С 22 по 30 мая в Сочи проходил Всесоюзный фестиваль "Кинотавр", ставший настоящим праздником киноискусства. Среди его наград был приз, учрежденный газетой "Аргументы и факты". Он вручен киевскому режиссеру О. Фиалко, снявшему сатирическую трагикомедию "Имитатор", которая была показана в конкурсной программе "Кино для всех".

Олег ФИАЛКО родился на Украине в 1946 г., окончил режиссерский факультет Киевского государственного театрального института. Снял на киностудии им. Довженко ленты "Ералашный рейд", "Возвращение Баттерфляй", "Бич божий". Последняя его работа - комедия "Имитатор". Она с аншлагом идет в кинотеатрах Украины, вскоре ее увидят зрители Москвы и надеемся, тех городов, где местные власти пока побаиваются выпускать "Имитатора" на экран.

После церемонии вручения приза режиссер дал интервью корреспонденту "АиФ" Р. РЫКОВОЙ.

- Олег, я знаю, что у вас в жизни не всегда, как сегодня, были цветы и поздравления. Одна из ваших картин до сих пор лежит на полке.

- Ее название "Пробивной человек". После того как ленту запретили, занималось этим лично Политбюро ЦК КП Украины, я шесть лет ничего не снимал.

- А о чем картина?

- Я рассказал в ней о попытке экономической реформы, затеянной еще Косыгиным, которая была успешно провалена сверху донизу.

Партаппаратчиков пугало в картине все, даже то, что слесари автобазы одеты в промасленные робы. У секретаря по идеологии это вызвало бурю негодования. Устраивая разнос, он кричал: "Где вы видели таких рабочих? Я не верю, что они так одеваются!". От меня потребовали переодеть их в костюмы с галстуками! Когда вспоминаешь об этом, кажется, что это было не с нами.

- В картине "Имитатор" возникает ситуация, когда талантливая личность, которая могла бы нести добро и радовать, становится диктатором...

- По жанру это сатирическая трагикомедия, где главный герой, пользуясь своим даром подражать чужим голосам, начинает борьбу с прокоррумпированными "отцами города". А когда те упрятывают его в психушку, он голосом Президента вызывает войска специального назначения и организует "психореволюционный переворот". Я хотел сказать, что если человек, имея талант, но плоть от плоти этого общества, использует его не во благо, а во вред, это общество больно.

- Вы думаете, что ситуация, воспроизведенная в фильме, возможна и в жизни?

- К сожалению, мы не застрахованы ни от чего. Возьмем "телефонное право": в той степени, в какой оно существует в нашей стране, оно нигде в цивилизованном мире существовать не может. Оно было главным стержнем нашей системы столько лет, и в один день от него не избавиться. Поэтому ситуация такого абсурда и возможна. Да она и происходит, Кто, например, послал войска в Тбилиси? В любом государстве есть личность, которая наделена такими полномочиями, есть она и у нас. Но поскольку официального решения не принималось, остается только догадываться, что либо оно принималось где-то в кулуарах, либо кто-то кому-то звонил по телефону и давал указания. А так как видеотелефонов у нас, насколько мне известно, не существует, то человек, умеющий подражать голосам, может натворить все что угодно.

- Приз "АиФ" называется "За воплощение идеи гуманизма в жанре социалистического абсурда". Поскольку мы существуем в этом жанре и в реальности, то хотелось бы, чтобы вы прокомментировали эту идею.

- У нас получается, что вывеску мы вешаем новую, а жить продолжаем старыми законами, и жизнь превращается, как и в картине "Имитатор", в фарс.

Смотрите также: