Примерное время чтения: 5 минут
411

"Чернуха" - не правда, а яд, источаемый конъюнктурщиками от кино

Западные зрители, посмотрев наши фильмы, думают, что Россия до сих пор живёт при непрерывной стрельбе и тоталитарном насилии бандитов и власти.

В 90-е ГОДЫ российские режиссёры залили экраны таким количеством крови, что смотреть некоторые фильмы было просто опасно для жизни. Сейчас "киномаятник" качнулся в другую сторону, и даже рассказ об ужасах блокадного Ленинграда разворачивается на фоне глянцево-синего неба и белозубых улыбок актёров. Но ни та ни другая тенденция не идёт на пользу ни зрителю, ни искусству кино, считает социолог, главный редактор "Искусства кино" Даниил ДОНДУРЕЙ.

Только несчастья интересны?

- В ЭПОХУ перестройки и постперестройки режиссёры правду жизни видели именно в "чернухе". Сказалось советское прошлое, когда огромное количество людей на разных уровнях запрещали рассказы о негативных сторонах жизни. Поэтому на смену многомерной цензуре пришла иллюзия: если я показываю ужасающую жизнь, насилие, цинизм, лезущий из каждой щели, нищету, безнадёгу, это и есть правда. А там, где правда, там и искусство.

Запад эту тенденцию поддерживал - для больших фестивалей отбирали исключительно рассказы об умирающей, загнивающей, терзающейся России. Чтобы после просмотра фильма складывалось ощущение, будто здесь только что закончилась Вторая мировая война и тут же началась чеченская. Эту картину России, живущей при непрерывной стрельбе и тоталитарном насилии как бандитов, так и власти, западный зритель до сих пор принимает за настоящую и единственную правду. Рассказ о нормальных людях, о человеческих отношениях оказывался нашим режиссёрам неинтересен. Если в нём нет искушения несчастьем, болью, страданием, значит, это неправда. Лакировка. Это как при Суслове. Подобные "чернушные" фильмы очень сильно повлияли на зрителя. Мы ведь живём не только в бытовой среде. Большинству из нас не менее важно пространство символическое, где есть придуманные авторами истории, герои, мифы. (Нечего бояться этого слова! Человечество не может жить без мифов!) Человек нуждается в героях, в примерах для подражания. Так что кино влияет на жизнь точно в такой же степени, как и отражает её. Автор не только свидетель и уж совсем не зеркало. Он интерпретатор. И - самое главное - инженер человеческих душ (хотя это выражение Горького мы произносим обычно с долей иронии). Изображая ужасающую действительность, режиссёры не только её воспроизводили, но и многократно умножали. Рассказывая о мусоре, ты ничего другого, кроме увеличения этой кучи мусора, не делаешь.

Мечты на продажу

ЕСТЬ такая игрушка - китайский болванчик. Его тронешь - и он начинает безостановочно качать головой. Наше кино сейчас, к сожалению, напоминает эту игрушку - его мотает то в одну, то в другую сторону. Одна из них - так называемый гламур. В кино пришёл новый зритель - мальчики и девочки от 12 до 26 лет. Это и дети состоятельных людей, и "офисная молодёжь", "из новой экономики", той самой, где зарплата в 3-4 раза выше, чем в среднем по стране. У кино, обслуживающего эту аудиторию, другая задача. Не рассказывать о новых героях, о новом понимании жизни и новой морали. Ничего подобного! Задача только одна - такая же, как в любом супермаркете. Обеспечить хорошие продажи. А лучше всего, как известно, продаются мечты. Наиболее яркий образец подобного продукта - фильм "ЖАRА". Никаких серьёзных проблем! Никаких старых людей! Никаких размышлений о бедности или тяжёлой жизни. Никаких болезней, забот, некрасивых девушек, ленивых мальчиков. Существуют только чудесные, полугламурные отношения счастливчиков.

Второе направление - так называемый патриотизм. И политическая власть старательно дудит в эту же дуду. Что нужно смотреть только русское, меньше американских фильмов и т. п. Конечно, своё смотреть полезнее - согласен. Но я не согласен с другим тезисом: люди должны предпочитать наше не потому, что оно лучше, чем американское. А потому, что оно... наше, изображённые в них бандиты - родные, говорят все по-русски, и словечки с экрана сыплются нашенские, отборные. Сторонники этой позиции не хотят замечать, что российское-то кино часто неумелое. А западное - не только гламурное, оно ещё и прекрасно умеет отвечать на ожидания разных групп населения. Что настоящее кино очень гуманистично - последний Каннский кинофестиваль это показал. Приз в Каннах получили не Тарантино, не братья Коэны или Соденберг, а румынский режиссёр, рассказавший про девушку, которая пытается сделать подпольный аборт. Массу положительных откликов заслужил и фильм про корейскую девушку, у которой по воле какого-то несчастного случая умер ребёнок и погиб муж. Эти фильмы гуманистичны до предела! А у нас - гламурные. А у нас - "чернушные". А у нас - квазипатриотические. Но патриотизм проявляется не только во время чеченской или афганской войны. Ты можешь, как Чулпан Хаматова, помогать собирать деньги для больных лейкемией детей. На мой взгляд, Чулпан - ничуть не меньшая патриотка, чем абстрактные парни из "9-й роты". Но об этом кино почему-то не снимается. Снимают либо про "Ментов", либо про "Груз-200", либо про "Эйфорию" от убийства жены, которая тебе изменила непонятно по каким причинам, либо про людей, изображающих жертву... А про простых, про маленьких!.. Про живущих и не понимающих, как жить, если им со всех сторон говорят, что эта вымороченная рыночная действительность - лишь на время, и вообще за тебя всё в Кремле решат. И главное сейчас - учиться грамотно воровать и получать откат. У нас насилие стало сферой развлечения. Я не против: жанровое кино должно щекотать нервы. Опасно, когда оно ограничивается только этим!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно