Стена в несколько десятков метров из черных каменных плит, непрерывный людской поток, слезы - таким мне запомнился вашингтонский мемориал в память американских военнослужащих, погибших и продавших без вести во Вьетнаме. Всего на этих плитах выгравировано 58156 имен тех, кто не вернулся домой. Согласитесь, трудно оставаться равнодушным, видя, как плачут, никого не стесняясь, сорокалетние мужчины.
Американцы, не в пример нам, любят точные цифры. В ту войну (с 4 августа 1964 г. по 7 мая 1975 г.) около 4 млн. человек служили во Вьетнаме, 1,5 млн. участвовали в боевых действиях. В итоге - военное и политическое поражение плюс 57 685 убитых и 1678 пропавших без вести, 303 тыс. раненых, из которых 75 тыс. имеют нарушения психики. По официальным данным, у 15,2% ветеранов-мужчин и 8,5% женщин диагноз - посттравматический синдром. Это означает, что они вспоминают о войне каждый день, а во сне видят кошмары, их мучает чувство вины перед погибшими боевыми друзьями, перед обществом и т. д. И они пытаются спастись с помощью алкоголя и наркотиков, нередко их охватывает чувство злобы или полной опустошенности, им сложно находить общий язык с окружающими, и вследствие всего этого они чаще других теряют жилье и работу. По разным данным, от 54 до 108 тыс. ветеранов в разное время покончили с собой, а от 35 до 45 тыс. ведут замкнутый образ жизни, почти не общаясь с остальным миром.
Поначалу, в первые годы вьетнамской войны, все шло нормально. Политики, бизнесмены. религиозные деятели выступали с речами, благословляя американских парней на подвиги во имя Америки. Наиболее патриотично настроенные родители вторили им, пополняя своими 18-20-летними чадами ряды добровольцев, отправляемых бороться против "коммунистов", которые засели в джунглях (пусть хотя бы даже и где-то очень далеко от США). Провожали солдат по- американски: пышно, с размахом. А потом...
Потом все переменилось. Набрало силу антивоенное движение, газеты начали писать правду о войне - страшную и жестокую. И вот уже вчерашние герои превратились в изгоев.
Единственная организация, которой война пошла только на пользу - Голливуд. Вьетнамский ветеран, который в определенной ситуации из жалкого и забитого превращается в бесстрашного борца за справедливость, - был и остается излюбленной темой американского кино. Но, увы, реальная жизнь далеко от кино.
Практически у всех нищих, которых я видел в Америке, надписи на плакатах, объясняющих их бедственное положение, начинались стандартно: "Я - ветеран Вьетнама".
"Мы не сможем ничего достичь, если постоянно будем мучить себя вопросом: была ли та война справедливой или нет, - сказал мне Ю. Гителсон, возглавляющий сегодня специальную программу для ветеранов "Как стать лидером". - Все, война закончилась, теперь это - история. А общество должно позаботиться о людях, которые остались живы. Я был в СССР. общался с вашими "афганцами". Странно видеть себя на двадцать лет моложе... Это я к тому, что у Советского Союза те же проблемы, что были и есть у США. Наш опыт вам может пригодиться".