Существует значительная группа людей, существование которых в немалой степени зависит от состояния законодательства о браке и семье" и, в частности, "алиментного". В связи с переходом на рыночную экономику и ростом цен они во многих случаях оказались в правовом и социальном смысле незащищенными. Об этом беседа нашего корреспондента М. АКИНИЯЗОВОЙ с заслуженным юристом РСФСР Л. КАРАТЕЕВЫМ.
- Мы получаем много писем, как от людей, которые платят алименты, так и от тех, кто их получает. И во всех - упрек нашему законодательству.
- Действующие в настоящее время Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, утвержденные Законом СССР от 27 июня 1968 г., в ст. 22 устанавливают, что "алименты на несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработной платы (дохода) родителей".
Эта норма полностью перенесена из постановления ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. и осталась без изменения, если не считать, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1986 г. к ней сделано добавление: "...но не менее 20 рублей в месяц на каждого ребенка". Других изменений до настоящего времени не последовало.
Однако остаются необъяснимыми многие положения этого законодательства. Например, если перейти на более совершенную процентную систему расчета, то возникает вопрос - почему на первого ребенка надо платить 25% от заработка, а на второго только 8,333...%. А если человек вдруг заработал миллион, (сейчас это, кстати, разрешается), то почему он половину должен отдать первой семье, если во второй семье у него, скажем, четверо детей. Короче говоря, нет предельной суммы уплаты алиментов.
А ведь примерно одна десятая населения страны непосредственно "привязана" к законодательству об алиментах.
- Если недостатки в законодательстве столь очевидны, то чем можно объяснять, что нет попыток его усовершенствовать?
- Почему же? Нет, попытки были и, на первый взгляд, даже серьезные. Например, совсем недавно шахтеры Воркутинского угольного бассейна обратились в Совмин СССР с просьбой рассмотреть вопрос об урегулировании взыскания алиментов с так называемых "северных надбавок", поскольку северяне считают, что надбавки к зарплате даются не за больший объем выполненной работы, а за те экстремальные условия, в которых они работают.
Решение этого вопроса было поручено отделу Совмина СССР по делам женщин, но все осталось по - старому. Такого же мнения с завидным упрямством придерживаются Минтруд СССР и профсоюзы, хотя они сами могли бы пересмотреть этот вопрос, поскольку давным-давно Совмин СССР делегировал им право определения видов заработка (доходов), подлежащих учету при удержании алиментов.
- Как же, по вашему мнению, концептуально должно выглядеть законодательство по вопросам взыскания алиментов?
- В действующее законодательство необходимо внести изменения и дополнения, которые давали бы право суду при определении размера алиментов исходить из материального положения сторон, при этом размер алиментов должен соответствовать имущественным возможностям сторон.
Следует отметить, что в развитых странах с рыночной системой экономических отношений (Англия, ФРГ, Испания, Франция) применяется судебная практика определения размера алиментов с учетом материального положения сторон. Кстати, подобная форма уже была в нашей стране с 1926 по 1936 г.
В настоящее время судами в стране ежегодно рассматривается порядка 700 тысяч дел, в которых решается вопрос и о взыскании алиментов. Установление нового порядка, безусловно, осложнит работу судов, хотя основная нагрузка ляжет на истца и ответчика по представлению дополнительных документов. Вместе с тем, провозглашая построение правового государства, нельзя заставлять людей жить законами, которые не вписываются в нашу повседневную жизнь.
Смотрите также:
- На повестке дня - демократизация законодательного процесса. Трудный путь к новым законам →
- СВЫШЕ 50 ЗАКОНОПРОЕКТОВ ПРЕДСТАВЛЕНО В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР. Правовая база страны →
- МОЙ ПРЕЗИДЕНТСКИЙ УКАЗ →