Витаутас ЧЯПАС, председатель городского Совета Клайпеды, относительно молод - немного за сорок. Сын крестьянина, по образованию он психолог. Будучи одним из первых активистов "Саюдиса", Чяпас был избран народным депутатом СССР, депутатом местного представительного органа власти, который затем и возглавил.
- Господин Чяпас, как учитывает Совет Клайпеды интересы русского населения?
- 28% жителей Клайпеды - русские. Понятно, что эта часть населения требует особого внимания. В Клайпеде есть и будут русские школы. И по количеству квадратных метров на каждого учащегося там положение лучше, чем в литовских школах. Скоро открываем еще одну русскую школу в новом районе. Прежде ущемлялись права верующих - православных. Теперь мы им помогаем: выделяем помещения и прочее...
- Вы хотите сказать, что никакого ущемления в правах нелитовского населения нет?
- Это вопрос более чем сложный. Ведь прежде можно было прожить в Клайпеде 40 лет и не знать ни слова по-литовски. Сегодня так нельзя.
И, конечно, не все так красиво, как я здесь рисую. На бытовом уровне национализм есть. И, может быть, кто-то чувствует себя неуютно. Есть силы, которые заинтересованы в сохранении напряженности. Это и консерваторы, стремящиеся сохранить то, что было. Это и наши так называемые крайние радикалы, которые думают, что достаточно вытеснить русских, и все проблемы решатся сами собой. Но тех, кто так считает, совсем немного.
- И все же русские уезжают. Какова динамика этого процесса?
- Я сейчас не смогу назвать точной цифры, сколько выехало. Но мне кажется, что после того, как Литва добилась реальной независимости, количество желающих уехать даже сократилось. Кстати, как-то я присутствовал на принятии присяги в Полицейской академии и видел, как принимали присягу 10 русских, которые будут работать в уголовном розыске. Факт отрадный: это значит, они считают, что Литва - их родина и они собираются здесь жить.
Если говорить о повальном бегстве, то бегут только те, кто был связан с организаторами путча 19 - 21 августа, в том числе и литовцы. Например, бывший первый секретарь ГК КПСС, литовец.
- Что изменилось в психологии русских и литовцев в Клайпеде после попытки переворота?
- Конечно, литовцы восприняли эти события более эмоционально. Что же касается устойчивых изменений психологии, об этом можно будет говорить года через 3 - 4. Пока, я думаю, используя достигнутое, надо дать людям возможность работать и заработать, а также дать возможность выезжать за рубеж. Тогда и психология будет меняться.
- Как вы оцениваете договор, заключенный между Россией и Литвой, насколько он эффективен?
- Я не юрист и, может быть, не обо всех аспектах этого договора могу говорить достаточно квалифицированно. Однако психологически это, конечно, людей успокоило. Русские в Клайпеде поняли, что их не бросили на произвол судьбы. Если они захотят, то смогут принять литовское гражданство. Не захотят - смогут быть гражданами России.
- Как складываются ваши отношения с Россией?
- Россия - сосед серьезный, политические и экономические отношения с ней - вопрос номер один. И портить эти отношения мы бы не хотели. Связи с Россией, я считаю, даже важнее, чем с Западом. И нам не нужна благотворительность, она развращает. Нам нужны нормальные, взаимовыгодные контакты. А зарождаться такие контакты начали, как ни странно, в период блокады в 1990 г. Теперь мы их успешно развиваем. Не так давно к нам приезжали представители городского Совета Череповца. Кроме культурного, взаимодействия их интересует наша пищевая, легкая, мебельная промышленность. А нас - их тяжелая промышленность. Думаем с ними заключать договор... А пока мы думаем, наши предприятия уже заключили прямые договора с предприятиями Череповца и активно сотрудничают. И это нормально. Так и должно быть.
Беседу вел С. ЖЕВАКИН
Смотрите также:
- Константин Крюков: "Патриотизм - это взаимная любовь" →
- Молодежь как зеркало общества →
- Хозяина заботливые руки →