Наказание ребенка - это одна из самых серьезных проблем в семейной педагогике. Приведем основные принципы, нарушение которых часто приводит к появлению непослушных и капризных детей, омрачающих радость материнства.
* Пока ребенок еще мал, определите для него основные "нельзя": нельзя вырываться на улице, подходить к плите, влезать в окно, открывать дверь, кто бы не звонил и т. д.
* Из них вычеркните требования, зависящие целиком от вас. Например, заклейте или загородите мебелью розетки, заделайте щели на балконе, поставьте крючки на двери и окна так, чтобы малыш не дотянулся, бьющиеся предметы переставьте на верхние полки...
* Ваши требования должны быть неизменны. Ребенок знает: нельзя высовываться из окна. И он не поймет, почему, провожая гостей, его ставят на подоконник и заставляют "помахать ручкой".
* Нельзя наказывать ребенка за то, что вы делаете сами. И взрослый может разбить чашку, что-то пролить или испортить. Как можно говорить о вреде курения, если родители дымят, не переставая.
* Делайте скидку на возраст малыша. Ни один взрослый не прольет на себя кашу. Когда- нибудь ребенок обязательно научится есть аккуратно, а пока пользуйтесь фартуком и не делайте трагедии из-за испачканных рубашек.
* Никогда не пользуйтесь оскорблением против детей. Вот что пишет об этом американский детский психолог X. Дж. Джайнотт:
"Когда ребенку все время повторяют: "Какой ты неуклюжий!" - он может в первый раз ответить: "Вовсе нет!". Но, в общем, дети прислушиваются к мнению родителей, и в конце концов ребенок и сам поверит, что неуклюж. Упадет, например, во время игры и сам себе скажет: "Какой ты неуклюжий!". Потом ребенок начнет избегать подвижных игр, требующих ловкости, потому что отныне он уверен в своей неповоротливости.
Когда родители и учителя повторяют ребенку, что он глуп, в конце концов он этому поверит. Тогда он и вовсе перестанет проявлять в присутствии людей свои умственные способности, думая, что этим избегнет нежелательных сравнений и спасется от насмешек. Он рад, когда его оставляют в покое. Его девизом становится: "Не пытайся вовсе, не старайся, и неудач не будет".
В следующих выпусках мы перейдем к конкретным практическим советам, необходимым в повседневном общении с ребенком. Однако они будут иллюстрировать те самые основные принципы, с которыми мы познакомили читателя за этот месяц. Подготовила Л. ДВИГАНЦЕВА.