НА РАЗБЛОКИРОВАНИЕ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ УЙДЕТ 15 - 20 МИН. В чьих руках "кнопка войны"?

   
   

Прежде всего - что такое ядерная кнопка? Это кодоблокировочное устройство систем управления ракетными частями и соединениями, а также системами управления ракет и боевых частей.

ИТАК, никакой кнопки у президента нет. У него записана система шифров на применение различных видов ядерного оружия. В случае необходимости он передает министру обороны соответствующий шифр (например, 153). Тот в свою очередь добавляет свой шифр (153609) и передает исполнителям - главнокомандующим ВМФ, ВВС, СВ, РВСН. А те добавляют свои шифры (153609731 и т. д.) и доводят эти команды до пусковой установки, которая разблокируется и лишь после этого может быть применена. На это - при нашем низком уровне управления - уйдет 15 - 20 мин.

Все эти шифры и коды вводятся в автоматизированные системы, защищающие от несанкционированного применения ядерного оружия.

А в недалеком прошлом командующий войсками округа вполне мог самостоятельно дать приказ применить оперативно-тактическое и тактическое оружие, так как никаких кодов, шифров непосредственно на ракетах и снарядах не было... А был лишь конверт с печатями, в котором значились эти шифры. При соответствующем телефонном звонке командующий должен был разорвать конверт под соответствующим номером, прочитать шифр и передать его исполнителям.

КОМУ ОНА ДОСТАНЕТСЯ?

Запад (прежде всего США) обеспокоен проблемой нераспространения ядерного оружия в связи с распадом СССР на ряд независимых государств.

Если ядерное оружие имеют четыре независимых государства СНГ, значит, количество ядерных государств в мире увеличилось на три. В бывшем СССР все ядерное оружие находилось под контролем одного центра - Москвы. Вопрос стоит так: если Казахстан, Украина, Беларусь не собираются самостоятельно применять ядерное оружие, для чего они его будут содержать на своей территории?

В создавшейся ситуации выход один - вывести (частично уничтожить) с территории этих республик все ядерное оружие.

Очень остро стоит вопрос о сокращении различных видов вооружения, как обычных, так и ядерных. Сокращать надо то, что не влияет на стабильность. Если влияния нет и мир на планете сохранится и без оружия, то вообще можно уничтожить все виды вооружения. Но по второму пути мы не идем - это путь безумия.

А первый путь - это путь ошибок. Особенно он проявился в решениях по уничтожению тактического ядерного оружия.

В чем суть вопроса? Тактическое ядерное оружие имеет ограниченную дальность применения - до 70 км. В основном это артиллерия, минометы, тактические ракеты. Совершенно очевидно, что для территории США оно никакой угрозы не представляет. И они с радостью идут на его уничтожение. Но мы находимся совершенно в других условиях. Против нас могут действовать соседи - армии многомиллионного состава, обычным оружием от них мы никак не защитимся. В этих условиях наше тактическое ядерное оружие превращается в стратегический фактор сдерживания. Отсюда вывод без тактического ядерного оружия мы беззащитны.

КАК ЖИВЕШЬ, АРМИЯ?

В политическом плане обстановка в армии в настоящее время не вызывает никаких опасений. Армия не выступит (самостоятельно!!!) с целью проведения военного переворота и захвата власти.

Психологическая - крайне отрицательная. Все офицеры и генералы возмущены той поспешностью, с которой наши политические руководители выводят войска из стран Восточной Европы, совершенно не беспокоясь о социальной стороне этого процесса.

Более 200 тыс. бесквартирных семей, непрерывное сокращение офицерского корпуса, полная бесперспективность службы. За все пределы упала престижность службы в армии. Армия распадается, и этот процесс набирает "обороты". Все это создает большое напряжение. Как сказал великий полководец: "Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую".

Для разработки военной реформы создано много различных комитетов, групп. То, что они "творят", не поддается оценке. Они с завидной энергией идут по пути создания армии, пригодной лишь для войн далекого прошлого. Вновь стоят на позиции экстенсивного развития. Принцип один - качество заменить количеством.

Ничему нас не научил Афганистан. Полностью игнорируется опыт войны в зоне Персидского залива, на фоне которого наглядно проявились наши крупные ошибки.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

В настоящее время рассматриваются три формы будущих Вооруженных Сил СНГ: единые, объединенные, государственные. Наиболее эффективными (и с военной, и с социальной точек зрения) являются единые.

Вероятно, что несколько членов СНГ (конечно, по взаимной договоренности) создадут единые Вооруженные Силы. Остальные, создав свою государственную армию, вступят в военно-политический союз с теми, кто создаст единые Вооруженные Силы. Возникнут объединенные Вооруженные Силы СНГ.

Если и такого желания некоторые государства не проявят, то они будут решать свои военные проблемы самостоятельно.

Какими быть самим Вооруженным Силам?

В годы Великой Отечественной войны, в других локальных войнах последних лет считалось, что побеждает тот, кто, образно говоря, больше стреляет и у кого больше идет в атаку людей. Сейчас этот фактор, оставаясь крайне важным, уступил место другим приоритетам: системам управления на базе тотальной информатики и автоматизации, системам радиоэлектронного поражения и разведки.

Именно следуя новым приоритетам, мы должны строить нашу армию.

Ю. КАРДАШЕВСКИЙ, генерал-лейтенант, доктор военных наук

Смотрите также: