В передачах "радиоголосов" в последнее время многократно повторяется тезис о том, что Советский Союз и Организация Варшавского Договора (ОВД) обладают решающим превосходством в обычных вооружениях над НАТО. Отсюда заключение: для реального разоружения требуется "в высшей степени асимметричное сокращение со стороны Востока".
За комментарием мы обратились к кандидату военных наук полковнику В. НАЗАРЕНКО.
ВЫВОД о примерном балансе между ОВД и НАТО в области вооруженных сил и обычных вооружений сделан на основе сопоставления военных потенциалов обоих союзов, рассчитанных с помощью методики, сводящей воедино и учитывающей все факторы - политические, экономические, геостратегические и чисто военные. Его справедливость подтверждает, в частности, и Лондонский институт стратегических исследований, подчеркивая при этом, что "общий баланс сил по обычным вооружениям таков, что... ни одна из сторон не располагает достаточной совокупной мощью для того, чтобы гарантировать победу".
Именно совокупная мощь и является главным критерием соотношения сил. Поэтому надо сопоставлять не отдельные виды вооружений, а военные потенциалы сторон в комплексе. Только такой подход даст объективную картину соотношения боевых возможностей противостоящих группировок.
При рассуждениях о "превосходстве" стран Варшавского Договора не принимается во внимание не менее 20 дивизий Франции и Испании - часть вооруженных сил, которая находится в национальном подчинении стран НАТО. Не берутся в расчет и резервные формирования, складские запасы оружия и военной техники стран блока, в вооруженных же силах стран ОВД в зачет идут военные строители, милиция, погранвойска и даже... ДОСААФ.
Исторически сложилось так, что развитие вооруженных сил ОВД и НАТО шло по-разному. Естественно, что их структура и организация оказались неоднородными. Отсюда и возникли частные диспропорции. Например:
* Количество боеготовых соединений (дивизий и бригад) в НАТО почти в 1,5 раза больше, чем в ОВД. При этом американская дивизия имеет в 1,5 раза, а западногерманская - в 2 раза больше личного состава.
* Если в ОВД больше примерно на 20 тыс. танков, то НАТО превосходит Варшавский Договор почти на 1500 самолетов ударной авиации и почти в 2 раза - по боевым вертолетам.
* Особенно велико превосходство Североатлантического союза по военно- морским силам. Так, по крупным надводным кораблям (линкоры, крейсеры, эсминцы, ракетные фрегаты) НАТО превосходит ОВД почти в 3 раза, по самолетам морской авиации - в 2,5 раза, по общему тоннажу кораблей военных флотов - в 2 раза.
Страны ОВД готовы рассматривать пути устранения указанных дисбалансов и асимметрий на уровне военных союзов, но таким образом, чтобы не нарушалось общее соотношение сил, которое в настоящее время характеризуется примерным равновесием. В деле ликвидации неравенств наш подход исключительно прост: по тем видам оружия, которого у Запада больше (например, самолетам ударной тактической авиации), пусть он произведет их сокращение, а по тем видам, где у нас его больше (например, танкам), мы на взаимной основе ликвидируем свой "излишек".
Следующим шагом, направленным на снижение уровня военного противостояния, является сокращение войск и вооружений до показателя, характеризующего такое положение, при котором обеспечивается гарантированное отражение нападения и сокрушительный отпор-другой стороне в любых условиях развязывания ею вооруженного конфликта (войны), но невозможно проведение наступательных действий с решительными целями и уж тем более - внезапное нападение.
Для этого надо уменьшить концентрацию войск и вооружений е зоне непосредственного соприкосновения двух союзов до минимального согласованного уровня. Страны Варшавского Договора предлагают сначала на взаимной основе сократить в течение одного-двух лет численность вооруженных сил стран ОВД и НАТО на 100 - 150 тыс. человек с каждой стороны, а затем (в начале 90-х годов) - произвести сокращение противостоящих группировок еще на 25% (примерно на 500 тыс. человек с каждой" стороны).
Ограничению возможностей сторон по внезапному нападению способствовало бы создание в различных регионах зон, свободных от ядерного и химического оружия, зон пониженной концентрации вооружений, а также безъядерного коридора вдоль линии соприкосновения войск ОВД и НАТО шириной до 300 км (по 150 км в каждую сторону).
Само собой разумеется, что вся структура сил и средств сторон должна быть преобразована таким образом, чтобы оборонительные возможности ОВД превосходили наступательные возможности НАТО, а оборонительные возможности НАТО превышали наступательные возможности ОВД при существенно пониженном уровне военного противостояния двух союзов.