В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ... По великому "кожаному пути"

   
   

Недавно по приглашению популярной турецкой газеты "Хюрриет" в Стамбуле побывали журналисты "АиФ"

МЫ МНОГО слышали о том, что Турция, открывшая свои границы для товаров из других стран, стала любимым местом паломничества людей из бывшего Советского Союза. Но такого не ожидали. Один за другим в стамбульскую гавань приходят советские теплоходы и катамараны, выплескивая на улицы города пассажиров, которые тут же становятся уличными торговцами. Они не спешат посетить знаменитые "Голубую мечеть" или храм Святой Софии. Задача куда прозаичнее: с сумками на колесиках, со знакомыми до боли авоськами они стоят вдоль портовых улиц на мостах, показывая толпящимся вокруг покупателям свой нехитрый скарб.

Чего тут только нет! Здесь мы увидели и то, что давно пропало из наших магазинов, и то, чем торгуют сейчас барахолки всех стран: икру и матрешки, водку и детские игрушки, старые рубашки и не первой свежести пиджачки, помятые джинсы отнюдь не европейского производства и "тройной" одеколон.

С некоторыми из самодеятельных коммерсантов нам удалось поговорить. Как правило, начинали все со слова "стыдно".

- Я учительница из Владикавказа, и мне стыдно, что я здесь. Но хотелось как-то помочь семье, продав свое барахло, купить, чего у нас нет. В этом пакете - все, что я успела здесь купить. Для этого, правда, пришлось пройти все стадии унижения. С лета собирала деньги, чтобы купить доллары. Слава Богу, их тогда можно было купить по 40. Потом стала доставать вещи для продажи. С трудом купила туристическую путевку, валюту поменять отказались. В новороссийской таможне, правда, почти все отобрали. Оставили только мягкие игрушки, рефлектор (кстати, я его выгодно продала) и еще кое-что из мелочей.

Ехали сюда на катамаране, чудом удалось на него попасть - многие остались на берегу. Сидячих мест на всех не хватило, и почти двадцать часов многие вповалку лежали на полу. Вот видите ту женщину? Она - доцент, зав. кафедрой марксизма- ленинизма одного из институтов во Владикавказе. Она все время стесняется, прячет глаза и совсем не умеет торговать, боится.

Таких эпизодов было немало. Конечно, этим женщинам можно посочувствовать. Но что удивило, так это фраза: "Наши люди стесняются торговать". А ведь торговля - ремесло, которым человечество занимается тысячелетия. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы раз побывать на знаменитом стамбульском крытом базаре. Скорее это даже не базар, а целый торговый город, где 67 улиц и около 1000 лавок. Золото и кожа, оникс и бронза, фарфор и трикотаж, одежда и обувь. Все это, конечно, разного качества. Ласковые на вид зазывалы на ломаном русском языке приглашают зайти хотя бы на минуточку, взглянуть на товары. Почему-то всех русских они называют "коллегами". Ухо с этими продавцами "коллегам" надо держать востро: легко могут заломить две-три цены или подсунуть товар с браком.

Не от этих ли знаменитых восточных базаров пошли современные супермаркеты, которые можно сейчас встретить в любой развитой стране мира? И не потому ли Турция превращается в мощную державу, что здесь никогда не препятствовали торговле и торговцу, а веками отлаженный механизм базара переходит в новый механизм современного рынка?

Об этом мы говорили и с председателем турецко-советского делового совета г-ном Н. Гокиитом, который убежден, что именно свобода предпринимательства и отказ правительства от искусственного регулирования цен позволили Турции добиться впечатляющего успеха в последние годы.

Но высокие темпы экономического роста порождают свои проблемы, в том числе и социальные. Политическую стабильность в стране, считает главный редактор газеты "Хюрриет" Э. Оэкок, дает средний класс, а он еще недостаточно развит.

Минимальный доход в Турции - около 300 американских долларов в месяц. Это не так много, если учесть цены и высокую квартплату.

При широкой безработице рабочее место в Турции ценят. Так, тот же главный редактор "Хюрриет" занят с восьми утра до поздней ночи каждый день без отпусков и выходных.

Чтобы поддержать престиж влиятельной газеты либерально- консервативного направления (950 тыс. экз.), главному редактору приходится быть в курсе всех политических событий, часто общаться с премьер-министром и президентом. Пишет он ежедневно, в каждый номер газеты. В отличие от гибнущих на наших глазах в России газет в Турции издательское дело - весьма выгодный бизнес. Причем основной доход приносит не продажа газет, а публикуемая в них реклама.

КОГДА-ТО был знаменит "шелковый путь" из Европы в Китай. А сейчас, кажется, возникает "кожаный" путь из России в Турцию, путь за дубленкой - вожделенной мечтой каждого россиянина. Все дело в ценах. В коммерческом магазине в Москве такая дубленка стоит не дешевле 30-40 тыс. рублей. А в Турции - 200-250 долларов. Кстати, доллары в Турции ходят наравне с турецкими лирами, ими можно расплатиться и в такси, и в маленьком магазинчике, и на базаре.

Судя по людям, вылетавшим из Стамбула в Москву, "кожаный" путь между нашими странами налажен неплохо: в самолете практически не было ни одного человека не в турецкой "коже". В наших глазах Стамбул стал городом кожи, замши, "моченых" дубленок, километрами висящих вдоль торговых рядов базаров и магазинов.

Читателю, наверное, будет любопытно узнать: кто и как производит эти товары, столь дефицитные у нас, да еще в таких невероятных количествах?

В Стамбуле то тут, то там бросаются в глаза небольшие стада овец, которые щиплют траву прямо на городских лужайках. Это и есть то самое сырье, из которого производят дубленки.

...Наша машина со скрипом преодолевала ухабы и жуткую грязь на территории одного из частных кожевенных предприятий в Стамбуле. Казалось, что мы попали в преисподнюю.

Закопченные полуразрушенные строения, повсюду полусгнившие куски овечьих шкур, маленькие грязные цеха, забитые примитивным оборудованием, в которых трудно дышать.

Мы разговорились с одним из рабочих, который занимается окраской шкур. В этом аду он уже десять лет. Рабочий день - с восьми до пяти. Зарплата (в пересчете на доллары) около 400 долларов, хотя работа и грязная, но она есть, и он этим доволен.

Один из совладельцев фабрики, он же ее главный технолог, считает, что "шкурный бизнес" - дело неплохое. Но надо успевать следить за изменением моды. В последние годы в моду вошли "моченки", то есть дубленки из замши, пропитанной специальными веществами. Технология вывезена из Италии, а состав вещества - один из секретов фирмы.

На пошивочной фабрике обстановка совсем другая: небольшое чистое двухэтажное здание, приятный запах натуральной кожи, раскроечные столы, молодые ребята и девушки, почти подростки. Ловко орудуя лекалами и раскроечными ножами, машинками для подравнивания меха, они буквально за считанные минуты превращали груду бесформенных кож в детали будущих дубленок.

Часть сырья фабрика получает из Средней Азии и Казахстана. Кстати, интерес к Турции проявляют сейчас именно эти государства. С их представителями мы сталкивались и на улицах, и в ресторанах Стамбула, а газеты в это время были полны сообщениями о пребывании в Турции президента Кыргызстана А. Акаева. Может быть, с помощью таких непосредственных связей, теперь уже без санкций - пресловутого центра, наладятся нормальные экономические отношения, а дубленки перестанут быть для нас экзотическим товаром.

В тот день, когда мы улетали из Стамбула, стало известно, что Турция признала Россию. Когда-то, в двадцатые годы, Россия помогала Турции, мы были первыми, кто признал ее независимость. И турки помнят об этом.

"На добро, - говорят они, - мы будем отвечать добром".

Смотрите также: