СЕКРЕТНО. Как они с нами работают

   
   

Почти три года назад была основана газета "Совершенно секретно", добившаяся незаурядного тиража - 3,5 млн. экз. С ее главным редактором и ведущим популярной одноименной телепередачи Артемом БОРОВИКОМ беседует наш корреспондент П. ЛУКЬЯНЧЕНКО.

- В эпоху буйства свободы слова не иссяк ли материал, подпитывающий "Совершенно секретно"?

- В нашей державе возможен любой дефицит, но только не дефицит секретности. Так что с этой точки зрения я за газету спокоен.

- А с какой неспокойны?

- Неспокоен я потому, что диктатура экономического хаоса оказалась пожестче, нежели диктатура Главлита и идеологического отдела ЦК КПСС. Демократическая печать сегодня в более тяжком положении, чем на заре перестройки. Придумываются новые формы давления на журналистов. От прямого физического воздействия и разного рода угроз - до попыток уничтожить репутацию. Но ведь все это было и две тысячи лет назад: обвинения политических противников в гомосексуализме, финансовой нечистоплотности, в работе на спецслужбы, скрытом (клозетном) алкоголизме...

- А что было у вас?

- По-моему, меня обвиняли во всем, кроме, пожалуй, гомосексуализма.

- Подробнее можно?

- Когда я вернулся из Америки после месячной службы на военной базе и написал документальную повесть "Как я был солдатом армии США", в которой сказал о необходимости профессионализации нашей армии, тут же был объявлен одной из наших правых газет "американским агентом влияния".

А совсем недавно открываю газету "Россия" и читаю отчет агента КГБ за 1988 год своему начальству. Агент, в частности, докладывает: "Продолжена работа по продвижению за рубеж... книги очерков А. Боровика об Афганистане в журналах "Лайф" и "Штерн".

Газета "Россия", возглавляемая бывшим подполковником КГБ Дроздовым, фамилию агента предусмотрительно не выдает. Я хочу исправить эту "оплошность", ибо она все объясняет. Зовут агента Геннадий Зареев. Это, как теперь стало известно, кадровый подполковник КГБ, до сих пор работающий под крышей ВААП*. В ту пору, в 1988 году, советские авторы не имели права самостоятельно заключать договоры с западными изданиями и издательствами. От их имени это делало ВААП в лице подполковника Зареева. Поэтому, получив предложения от журналов "Лайф" и "Штерн", я по наивности пришел к Зарееву, который, как теперь выяснилось, в своем секретном отчете присвоил себе заслугу в "продвижении" моей повести на Запад. КГБ, выходит, тоже был поражен эпидемией приписок, которые, в свою очередь, оборачивались новыми наградами и звездами на погонах.

- Вы не пытались связаться с Зареевым?

- Пытался. Самое поразительное: он ничего не отрицал. Лишь философски заметил: "Такие были времена".

"Были" или "есть"? - вот в чем вопрос. ______

* ВААП - Всесоюзное агентство по авторским правам. Недавно переименовано, а его председатель генерал КГБ Четвериков освобожден от занимаемой должности.

Смотрите также: