ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА. Вундеркинды, гении, таланты

   
   

Присмотритесь внимательно, к своему сыну или дочери: а вдруг в вашем доме растет будущий Ломоносов?.. О проблеме одаренности детей наш корреспондент О. ИЗВЕКОВА беседует с профессором А. МАТЮШКИНЫМ.

- Сколько у нас гениев? Правда ли, что рождается один в сто лет?

- Да нет, рождаются они гораздо чаще. Примерно 2% людей обладают очень высокой одаренностью сразу в нескольких областях - именно их называют гениальными. Талант - это высокая одаренность в чем-то одном - музыка, живопись, математика и т. д. Таких людей больше - около 15%. Но скольким из них удается развить свои способности, неизвестно. Еще 20% людей одарены талантом, который может реализоваться в высочайшем профессиональном мастерстве, при условии хорошего обучения.

- Талант передается по наследству?

- Не всегда.

- Мы действительно вырождаемся?

- Положение далеко не катастрофическое, но тенденция есть... Соотношение числа талантливых и умственно отсталых детей не в пользу первых...

- В чем проявляется одаренность у малышей?

- Они с самого раннего детства очень улыбчивы и любознательны. Поэтому очень важно, чтобы родители не одергивали ребенка - "не трогай", "не лезь". Пусть лезет, пусть удовлетворяет свое любопытство, поощряйте это? Такие дети делают что-то не ради похвалы. Как маленький, так и взрослый талантливый композитор пишет музыку только потому, что он не может ее не сочинять, это становится потребностью. С возрастом у ребенка проявляется и самый простой критерий одаренности - ему все дается легко. Его интеллектуальный возраст как бы выше биологического.

- Как относиться к тому, что некоторые вундеркинды в 14 лет уже заканчивают среднюю школу?

- Спокойно относиться. Это нормальное явление, если этого хочет сам ребенок, а не его честолюбивые родители.

- Обязательно ли отдавать ребенка в какую-нибудь специализированную школу?

- Спецшколы - это хорошо, но, к сожалению, довольно часто там оказываются дети не с действительно высокими способностями, а хорошо подготовленные репетиторами. Одаренным детям нужны, конечно, более трудные задания, что-то более "взрослое"... Пусть рисует, лепит, мастерит все, что захочет. И похвалите, даже если он сделает по-своему. Он всегда будет делать все немного "не так", в этом суть его одаренности. Порой великие научные открытия и произведения искусства появлялись на свет именно потому, что их автор делал все "не так"...

Смотрите также: