Наш корреспондент Б. СТАНИШНЕВ беседует с президентом двух только что созданных компаний - "Интурист холдинг" и "Интурист-Россия" И. КОНОВАЛОВЫМ.
Игорь Алексеевич, что же происходит в вашей отрасли?
- В последние годы от Госкоминтуриста отпочковались и стали самостоятельными коммерческими структурами ряд организаций - акционерные общества "Интурист", "Интурсервис", "Интуртранс", "Интурбанк" и другие. Этими организациями для координации деятельности создана холдинговая компания "Интурист холдинг".
В целом же в системе "Интуриста" сейчас наблюдается процесс, в чем-то противоположный тому, что происходит в других отраслях: центростремительный. Объективно разбросанность интуристовских подразделений и офисов по всем республикам вынуждает искать такие формы, которые бы дали возможность успешно работать.
Этими же причинами вызвано решение о создании российской акционерной компании по международному туризму - ее мы нарекли "Интурист-Россия". Ее учредителями выступили 34 предприятия - гостиничные, транспортные, строительные - из 20 городов России. Мы надеемся, что эта компания сможет как бы двигать всю отрасль вперед - по экономической эффективности, стандартам обслуживания и т. д. - так, как это существует во всем мире. И российское руководство в принципе поддержало нашу идею.
- Это не превратится в своего рода "смену вывески" с целью сохранения монополии "Интуриста"?
- На мой взгляд, представление об "Интуристе" как о какой-то сверхмонополии даже в его старом виде преувеличено. Ведь и раньше существовало, наверно, с десяток организаций - профсоюзных, молодежных, которые занимались организацией иностранного туризма. И, скажем, в России гостиничные предприятия системы "Интуриста" составляют всего около 5% от всех тех, которые могут принимать иностранцев.
Кроме того, наших зарубежных партнеров надо "подпитывать" информацией, создавать рекламу, за что часто приходится платить в валюте. Нужно также объединять усилия и финансы для нового строительства.
- Что изменилось в системе "Интуриста" на низовом уровне?
- Давайте вспомним, как картина выглядела в недавнем прошлом. Конкретное предприятие - гостиница зарабатывала деньги, размещая и обслуживая иностранца, а всю выручку у нее забирали, перераспределяли и какую-то часть возвращали назад "на прожитье".
Теперь основная часть средств остается самой гостинице, а сотрудничающие с ней службы - транспортные и другие - получают свою долю, комиссию.
Естественно, что в рамках проводящихся сейчас экономических преобразований мы готовимся к масштабной приватизации гостиниц путем создания акционерных обществ открытого или закрытого типа.
- Однако наших отечественных клиентов "Интурист" своими услугами особо не балует...
- Надо иметь в виду: далеко не все деньги, которые мы зарабатываем от иностранного туризма, можно потратить на поездки наших граждан. Часть средств уходит в виде налогов государству, часть - на оплату накладных расходов и воспроизводство наших услуг. Кроме того, у партнеров за рубежом, с которыми мы работаем по договорам, свои прейскуранты, а цены - особенно в Западной Европе и Америке - отнюдь не низкие.
В любом случае надо понимать, что существует прямая зависимость: чем больше мы будем принимать у себя иностранных туристов, тем больше возможностей будет у нас для отправки наших граждан за рубеж.
Если мы сможем нормально работать, то при сравнительно небольшой поддержке российского правительства - не финансовой, а, скорее, организационной - уже к концу десятилетия мы сможем увеличить наши финансовые показатели в 5 - 6 раз.
Но и сегодня около 40% доходов "Интуриста" поступает от обслуживания на нашей базе граждан СНГ.
Смотрите также:
- КАПИТАЛИЗМ БЕЗ ПРИКРАС. Консерваторы на службе монополий →
- Борис Алешин: "Как помочь бизнесу, чтобы не помешать" →
- В чьих руках бизнес? →