В 1917 г. казачество в России насчитывало 4,5 млн. человек. Казачий круг...

   
   

Папахи, бурки, кони, золотые погоны, шашки - все это придает определенный колорит казачьему братству. За всем внешним "маскарадом" прослеживается четкое стремление казаков возродить свои, к сожалению, почти забытые традиции. Сегодняшние представители этого сословия активно вмешиваются в события, происходящие в различных регионах бывшего Союза. Именно об этом пошел разговор на встрече нашего корреспондента В. ПЕРУШКИНА с представителями Союза казачьих войск.

ТОЛЬКО во время геноцида, начатого против казачества большевистским режимом в январе 1919 г., было уничтожено около 1,5 млн. казаков. Казачество лишилось 53 млн. десятин земли.

В ОБЩИНЕ

Одной из основных особенностей казачества являлась казачья община со своим самоуправлением и землепользованием. В прошлом у казаков были наследственные земли, передаваемые из поколения в поколение. Кроме этого, в каждом станичном юрте имелся "войсковой запас" (свободные земли), который сдавался в аренду тем же казакам или иногородним. На получаемые с аренды доходы выделялись средства сиротам или семьям малоимущих казаков. Имея свою землю, казак мог работать на ней, передавать ее по наследству, отдавать родственникам или соседям, но не имел права ее продавать. Земля всегда оставалась собственностью станицы, хотя внутри нее допускались любые перераспределения наделов. Разрешалось даже отделение от станицы группы казаков для образования отдельного хутора. Иногородним предоставлялась возможность пользоваться землей, но только на правах арендаторов.

НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ

Воинская служба всегда являлась неотъемлемой частью жизни казаков. Ежегодно они в обязательном порядке отправлялись на военные сборы. Жизнь казака постоянно подвергалась опасности. Чтобы не прерывался какой-нибудь казачий род, казаку, если он был единственным сыном в семье, прокалывалось ухо и вешалась серьга, а последнему оставшемуся в роду казаку вешались две серьги. Таких, как правило, старались не посылать на рискованные вылазки.

Подобный образ жизни требовал от казаков железной дисциплины. Одним из способов ее поддержания была порка. Подобной экзекуции могли подвергаться только казаки (сечь "неказаков" никто не имел права). Да и самих казаков пороли крайне редко, только после решения стариков станицы. Сей факт никогда не подлежал всеобщей огласке (это если следовать истинным казачьим традициям, а не тем, которые сейчас пытаются ввести современные псевдоказаки в некоторых регионах). Но самым страшным наказанием было исключение из казачества.

Воинские качества казакам прививали с детства. Уже в три- четыре года мальчиков посвящали в казаки. Родители ребенка проводили обряд пострига. Собирались все родственники, в их присутствии отец выстригал сыну волосы, давал в руки шашку и сажал на коня.

Когда юноша достигал совершеннолетия, его забирали на первые сборы. К тому времени он уже должен был хорошо владеть оружием, знать все приемы джигитовки. Воинские хитрости передавались у казаков, как и земельные наделы, по наследству. А продемонстрировать их и свою удаль мог каждый ежегодно на общеказачьем воинском празднике, отмечавшемся 17 октября. Начинался он с литургии (службы). Перед ее началом вдоль казачьего строя проносили воинские реликвии. Далее шла сама служба, а после нее уже проводились скачки, джигитовка, демонстрация владения оружием.

Заканчивался праздник общестаничным пиром и массовыми гуляньями. Праздник этот был характерен еще и тем, что к нему обычно приурочивались свадьбы...

Современное казачество, следуя традициям своих предков, стремится возродить свою былую принадлежность к воинской службе. Казаки сегодня упорно вынашивают идею о создании казачьих воинских подразделений.

В прошлом правительство России ценило казачье движение и направляло его всегда в нужное для себя русло. В какое политическое русло направится сегодняшнее казачье братство, сказать трудно, но, скорее всего, туда, где его поддержат помогут в разрешении многочисленных проблем.

Смотрите также: