РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ. Не избегайте мелочей

   
   

"Мне давно хотелось написать педагогику будней. Педагогику на каждый день. В малом, повседневном раскрыть основы великого, святого таинства - становления человеческой личности", - этими словами известный педагог и писатель Ю. П. Азаров начал неоднократно изданную у нас и за рубежом свою книгу "Семейная педагогика". Сегодня он выступает на наших страницах.

ОБЩЕИЗВЕСТНА формула "В воспитании нет мелочей". То, что для взрослого кажется мелочью, для ребенка весомо и существенно. Для малыша научиться зашнуровывать ботинки, быть может, не менее сложная премудрость, чем для взрослого выучить иностранный язык. Весь ход вашего повседневного общения строится порой на мелочах. Если вы хотите, чтобы ребенок по утрам мыл уши, то для этого не надо окунать его с головой в ванну: вы надолго отобьете у него желание умываться. Но если ребенок впервые сам, по доброй воле прикоснулся к своим ушам мокрыми руками, обязательно скажите ему: "Ты даже холодной воды не боишься. Ты сам вымыл себе уши!.."

Попытайтесь посмотреть на вещи и явления глазами ребенка. Даже для младшего школьника обыкновенная простыня так же громадна и неуправляема, как для туриста-новичка десятиместная палатка. Разбейте элементарную уборку постели на две-три операции, и пусть ребенок начнет с первой, потом выполнит вторую и т.д. Если он сам ускорит темп, то есть скажет: "Да я за один раз все сделаю", - пусть сделает. Но если он этого пока не говорит, не надо до поры до времени настаивать. Если ребенок вообще не приучен к самообслуживанию, то приучать его к повседневному труду надо постепенно. Пусть сначала он протирает не весь пол, а только часть, потом подоконник, потом стол и шкаф и т.д.

Иные родители спросят: для чего нужна такая постепенность? Ведь можно и заставить! Ну, судя по опыту "скандальных вариантов", заставить не просто. И потом: один нажим - еще куда ни шло, а система нажимов неизбежно идет во вред.

Смотрите также: