ДОЛГОЕ время в странах Запада и Востока увлекались тестированием детей на интеллект и разные виды одаренности. Общество надеялось, что с помощью полученных данных удастся рано выявлять одаренных детей и при помощи специальных программ и хорошо обученных педагогов "выращивать" талантливых людей и гениев. Спустя десятилетия стало ясно, что ничего из этого не получится. Почему?
Например, представители нескольких поколений японцев были отобраны в детстве по критерию одаренности, но ни один из них, по общему признанию, не стал талантливым взрослым. И наоборот, почти все известные таланты часто в школьной жизни были изгоями. Вот два примера.
Известнейший детский писатель Виталий Валентинович Бианки, на выпусках "Лесной газеты" и рассказах о живой природе которого выросло не одно поколение людей, с трудом дойдя до старших классов классической гимназии (при Историко-филологическом институте), совсем отказался учиться. По словам отца, хранителя коллекций Зоологического музея, Виталий, "обладая очень живым неустойчивым характером, очень быстро, прямо на лету, схватывал новые знания, но если они не заинтересовывали его, не давал себе труда продумать их до конца и закрепить в памяти". Отцу пришлось перевести мальчика в частную гимназию, где он заинтересовался литературой, но по-прежнему игнорировал математику, сидя на задней парте и сочиняя стихи.
Один из самых известных людей Франции, получивший звание "Человек N 1 - исследователь океана XX века", Жак Ив Кусто в детстве был отчислен из школы за то, что разбил 17 окон. Это не помешало ему стать талантливым океанографом, путешественником, ученым, писателем. Всю свою жизнь он посвятил исследованию и сохранению моря. "Если вы любите море, то вы спасете его", - говорил он. Многие из нас с интересом смотрят его фильмы, и действительно сердца людей стали немножко добрее и лучше с тех пор, как Жак Ив Кусто взял в руки кинокамеру.
Почему же получается так, что даже опытные педагоги ошибаются в определении одаренных детей? Все дело в том, что сам принцип подхода к детям - как к одаренным или неодаренным неверен. Способности ребенка раскрываются по мере его восхождения по ступенькам постоянно меняющихся интересов и склонностей. И чем больше пройдет ребенок таких ступенек, тем богаче и разностороннее в итоге станет он как личность. Кроме того, поставив на ребенке, способности которого (пока) ярко не проявляются, клеймо "неодаренного", взрослые могут убить в нем веру в свои силы. А вот это действительно может помешать ему раскрыть свой талант.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что категория одаренности - это итоговая характеристика личности и принадлежать она должна не детям, а взрослым. Нельзя объявлять цветок некрасивым только из-за того, что он еще не расцвел!..
Перед детьми, которые по своим способностям отличаются от других детей, стоят определенные проблемы приспособляемости в обществе. Эти проблемы важно учитывать и педагогам, и родителям.
У интеллектуально одаренных детей или детей, наделенных чувством прекрасного, возвышенного или духовного, возникают примерно одинаковые трудности:
- Неприязнь к школе.
Корни этой неприязни естественны и разветвленны:
а) учебная программа (или некоторые ее части) для таких детей банальна и неинтересна;
б) учителя, требующие от одаренного ребенка "быть как все", могут стать для него врагами;
в) соученики, являясь обычными ребятами, могут не принять в свой круг "юное дарование" и всячески станут его третировать.
- Неприязнь к играм обычных детей.
Одаренным детям часто не нравятся игры, в которые играют обычные дети. Одаренные дети любят игры сложные или имеющие большой скрытый смысл. В результате такой ребенок может оказаться в изоляции и замкнуться в себе.
- Отказ от стандартности.
Одаренные дети часто отвергают предъявляемые к ним стандартные требования общества, если эти требования идут вразрез с их убеждениями или, по их мнению, бессмысленны.
- Погружение в философские проблемы.
Одаренным детям свойственно задумываться над сложнейшими вопросами жизни, предаваться размышлениям о смерти, загробной жизни, космосе.
- Несоответствие физического, интеллектуального и социального развития.
Одаренные дети чаще всего предпочитают общаться с ребятами более старшего возраста и даже со взрослыми. Поэтому одаренному ребенку трудно бывает стать лидером или хотя бы просто отстаивать свои интересы.
Как помочь таланту
Если незаурядные музыкальные, спортивные, художественные или танцевальные способности проявились у ребенка рано, лет в 5-7, тогда родителям все понятно: надо целенаправленно заниматься с хорошим педагогом, тренером или хореографом, трудиться и достигать результатов.
А что делать, если ребенок увлекается "всем подряд", хватается то за одно, то за другое, из секции тенниса переходит в студию бального танца и никак не может себя найти? Не сидеть же сложа руки. Как помочь ребенку?
Быть может, ему нужна ваша помощь в выборе увлечения. Поговорите с ребенком об интересных сторонах каждого из его увлечений и помогите остановиться на каком-то одном из них.
Может быть, вашему ребенку нужна помощь совершенно другого свойства. Ведь "разбрасываться" может ребенок, чувствующий себя неуверенно.
А может быть, он "скользит по поверхности", потому что в его характере недостает настойчивости или глубины.
Или он не умеет трудиться и выполнять ежедневную, подчас скучную и тяжелую, работу, без которой невозможно достичь мастерства.
Помогите ребенку в формировании лучших качеств личности.
Будьте терпеливы и помните, что поиск таланта не должен становиться смыслом вашей жизни. Любите ребенка по-настоящему и не будьте чрезмерно обеспокоены поиском в нем особых дарований. Иначе ребенок почувствует, что вам нужен не столько сам он, сколько его талант.
Научить ребенка мастерству когда-нибудь сможет хороший учитель. Ваша задача - научить сына или дочь чувствовать, СОпереживать, СОстрадать. Только тогда ребенок сможет стать прекрасным человеком и настоящим творцом.