ГАЛЕРЕЯ. Красота спасет ваш капитал

   
   

В бывшем СССР рынок современного искусства, особенно его альтернативных направлений, ориентировался преимущественно на западного клиента по простой причине - наличию у него денег и моральной готовности к риску вложить их в современных художников. Представления о коммерческой стороне искусства в советском массовом сознании были застенчиво-целомудренны.

Предугадывая некоторые вопросы, которые могут встать перед растущим отечественным покупателем, мы обратились к руководителю московского Центра современного искусства искусствоведу Л. БАЖАНОВУ.

- Итак, приобретение произведений современного искусства - дело чрезвычайно выгодное. Но если покупка совершается не с целью непосредственной перепродажи, в чем эти выгоды?

- Трудно сказать, с какой последовательностью их следует перечислять. Помимо того, что держать в своем доме или в пространстве, где ты работаешь, произведения искусства - огромное удовольствие для эстетически развитого человека, это еще и престиж, понятие о котором есть на Западе, а у нас только начинает складываться. Приобретение произведений искусства как бы создает определенный имидж - как хороший костюм, хороший клуб, который ты посещаешь. Наконец, это уверенность, что ты обладаешь материальной ценностью, капиталом - ведь картину можно продать, и уже столетний опыт показывает, что в обществе, имеющем нормальные представления о ценностях, произведения искусства дешевле не становятся никогда.

- Однако покупка современной живописи, скульптуры и т.д. - всегда риск: где гарантия, что ты приобретаешь именно искусство, а не ширпотреб?

- Пространство для риска велико - а риск в конце концов очень незначителен. Цены почти на все, даже на плохие произведения, со временем не падают.

Гарантия здесь настолько большая, что ни один банк, ни одна выгодная сделка не может сравниться с вложением денег в искусство.

- Вероятно, в реалистическом направлении легче сориентироваться?

- На самом деле те, кто сейчас занимается выставочной деятельностью, знают, что найти хорошее реалистическое искусство как раз труднее всего. Реалистическую школу мы утратили, сильно ее деформировали. Искусство других направлений, как ни парадоксально, у нас гораздо качественнее.

- Значит, у потенциального отечественного покупателя все же есть основания для опасений?

- Отсутствие рынка, то есть механизма возврата затраченных денег. Но наш рынок уже начинает складываться. С появлением галерей, проведением ярмарок, аукционов люди смогут убедиться, что принадлежащие им произведения искусства действительно представляют собой капитал. Сейчас в Москве уже создан Аукционный дом, где продажи будут проводиться не от случая к случаю, а на регулярной основе. Кроме того, у нас формируется институт экспертизы современного искусства.

Беседовала Е. ФЕЗИ-ЛУГИНСКАЯ

Смотрите также: